Больше всего россияне боятся потерять работу и не получить зарплату

Работа, конечно, не волк - в лес не убежит. Но напугать человека может похлеще лесного хищника. Социологи Исследовательского центра портала Superjob.ru составили рейтинг самых распространенных фобий и страхов, которые у наших сограждан связаны с их работой. Кстати, явление это не столь уж редкое: в той или иной степени подобные опасения испытывают около трети работающих россиян.

В опросе приняли участие 2000 экономически активных респондентов, которые на момент опроса имели постоянную работу. Не с таким уж легким сердцем они на нее отправляются по утрам. Абсолютно не испытывают никаких страхов, по их словам, 62 процента респондентов. При этом среди мужчин смелых и отважных сотрудников на 6 процентов больше, чем среди слабого пола.

Самая распространенная фобия трудоустроенных людей - лишиться этого статуса, говорящего о стабильности жизни и доходов. Паническая боязнь внезапно лишиться работы (психологи называют ее stop-job-фобией) свойственна 7 процентам россиян. Причем далеко не всегда эти опасения беспочвенны. Как отмечали респонденты в ходе опроса, их тревожит предстоящая реорганизация компании, плановые сокращения, общий упадок отрасли, к которой относится их предприятие, и т.п. А для того, чтобы быстро найти себе новое место, имеется "слишком узкий сектор", жаловались опрошенные. Иногда атмосферу искусственно нагнетает руководство: "Могут в любой момент прийти и сказать: "Пишите заявление по собственному желанию или сотрем в порошок". Непросто приходится и тем, кто обременен ипотекой или необходимостью выплачивать кредиты.

Пуганая ворона куста боится. То же самое происходит и с работниками, которые хоть раз сталкивались с задержками и невыплатами зарплаты. Хотя сейчас это явление не так распространено, как в печальной памяти 90-е годы, 4 процента россиян сильно опасаются повторения чего-то подобного. Особенно сильно беспокоятся люди, которым заработок приходится получать по "серой схеме" или "в конверте". У них вполне возможен вариант, когда "выплатят голый оклад, которого едва хватает на оплату проезда до работы и обратно".

Три процента граждан боятся нестабильности. Это вообще одна из самых тревожных жизненных ситуаций, а здесь страхи усугубляются массой дополнительных факторов. Два процента как огня боятся своего начальства. И есть почему: "Директор - самодур, ведет тотальную слежку"; "Ошибочная самоуверенность, некомпетентность" - жаловались опрошенные на собственных шефов.

Еще по два процента на работе чувствуют себя неуютно из-за страха банкротства или закрытия предприятия, от отсутствия карьерных перспектив, а также опасений "не справиться" и завалить порученное дело, испортить дорогостоящее оборудование и вообще "подвести" коллег, клиентов, начальство и самих себя - под монастырь. Иногда страхи приобретают очень замысловатую форму. Так, один из респондентов не хочет "до самой пенсии работать техническим директором крупного предприятия, получая жалованье на уровне европейского пособия по безработице". А каждые двое из ста, кроме того, боятся, что их усилия не будут замечены, признаны и оценены руководством по достоинству.

Один процент опрошенных признались, что боятся они потерять важный документ, допустить остановку производства, тем или иным образом "накосячить" - "и тогда меня точно уволят, да еще и с позором". Можно вспомнить знаменитый диалог Жеглова и Шарапова и вспомнить, как себя чувствовал новый сотрудник, "потерявший" протокол допроса.

Столько же респондентов сказали, что главный источник их страхов - родной, но ведущий себя совершенно не по-родственному коллектив. Одни испытывают к себе откровенную враждебность, другие просто не умеют быстро сходиться с незнакомыми людьми. Но итог одинаков: на работу они идут с тяжелым сердцем.

Есть и другие страхи. Например, так и остаться на всю жизнь в нелюбимой "конторе" на неинтересной должности, "застрять" в рутинном болоте. Пугает россиян и то, что работодатель может оказаться мошенником, не соблюдать Трудовой кодекс, обманет с зарплатой. При этом россияне жаловались на "отсутствие защиты со стороны государства".

По одному проценту граждан испытывают самые разные фобии - от "боюсь потерять интерес к работе" у классических трудоголиков до "боюсь переработок и увеличения нагрузки" у их антиподов. Люди боятся не выполнить задание в срок и тем самым навлечь на себя гнев начальства. Страшно бывает и получить травму - в России хватает вредных и опасных производств, а вот помощь приходит порой далеко не сразу. "Боюсь, что получу травму или мне потребуются лекарства, а вертолета не будет слишком долго. Я геолог", - комментарий одного из участников опроса. Другой респондент, инженер-архитектор, тоже нервничает: "На обмерах или авторском надзоре боюсь куда-нибудь провалиться или что на меня что-нибудь упадет".

Есть и еще один стрессовый фактор - возрастная дискриминация, от которой страдают люди старшего поколения.

И, как известно, никогда нельзя говорить бухгалтеру "садитесь, пожалуйста!" - только "присядьте, отдохните". Проблем с законом очень часто опасаются именно бухгалтеры, экономисты, финансисты и другие представители профессий, связанных с подсчетом денег и постоянными проверками.

При желании работодатель всегда может напугать подчиненных или держать их в постоянном напряжении под угрозой, например, не отпустить сдавать сессию. Страхи коренятся и в чрезмерной ответственности работников. "Я как молодой специалист боюсь сделать людям больно", - поделилась своими опасениями 20-летняя девушка-фельдшер.

Но все-таки большинство россиян настроены благодушно. "Страхов нет, это пусть работа меня боится!"; "Я абсолютно уверенный в себе человек. Справлюсь с любой работой!"; "Мне нравится изучать что-то новое, а работы без ошибок не бывает", - излучали они спокойствие и оптимизм.