Уральских налоговиков расстроил вялый сбор НДФЛ

На Урале обеспокоены вялым сбором налога на доходы физлиц (НДФЛ). Несмотря на то, что фонд оплаты труда за пять месяцев вырос на 9,6 процента, отчисления НДФЛ - всего на 3,7 процента.

О том, насколько важную роль НДФЛ играет в формировании бюджета, лучше всего говорят цифры. Согласно данным областного минфина, на 1 июня 2014 года доля этого налога в общей структуре налоговых доходов региональной казны равна 39,7 процента. В Екатеринбурге, согласно плану на 2014 год, этот показатель должен составить порядка 26 процентов.

Какие только способы не делиться с государством ни придумывают предприниматели! Например, директор снимает деньги в подотчет, но в итоге подтверждающие расходы документы предоставить не может. На самом деле средства идут на "серые" зарплаты. Сотрудники маскируют личные финансовые операции под операции компании: гасят задолженности по кредитным соглашениям, договорам купли-продажи служебного транспорта, перечисляют членские взносы и т.п.

Организации зачастую сами "кредитуются" у государства с помощью персонала. Они с опозданием перечисляют в бюджет уже удержанный с сотрудников НДФЛ. Таким образом, в 2013 году свердловские работодатели "задержали" около 2,8 миллиарда рублей. За первое полугодие 2014 года - 641 миллион рублей (вместе с пенями и штрафами).

Еще один налоговый резерв - компании, где официальная зарплата ниже прожиточного минимума. На Среднем Урале их более 3,5 тысячи.

- Если сравнивать средний уровень зарплаты, которую они выплачивают с прожиточным минимумом, то бюджет потерял порядка миллиарда рублей. Если же брать от среднего по виду экономической деятельности, то сумма увеличится в несколько раз, - говорит Лидия Исаева, начальник отдела налогообложения доходов и имущества физлиц УНФС России по Свердловской области.

Порядка 20 процентов "подозрительных" работодателей относятся к сфере торговли, семь процентов приходится на гостиницы и рестораны, около восьми процентов - на строительство, порядка пяти процентов - на транспорт. В проблемной зоне и частные охранные предприятия.

С уклонистами борются по всем фронтам, рассказала "РГ" заместитель руководителя УФНС по Свердловской области Марина Рябова. Во-первых, нарушителям положен штраф - 20 процентов от несвоевременно перечисленной суммы. Если налоговикам не удается убедить компанию на уровне разговоров, разбор полетов устраивают в рамках муниципальных и региональных административных комиссий. Поскольку НДФЛ идет в областной и местный бюджеты, чиновники крайне заинтересованы в содействии.

Как рассказал "РГ" глава Ирбита Геннадий Агафонов, в структуре собственных доходов муниципалитета доля НДФЛ достигает 70 процентов. Проблема ухода от налогов регулярно обсуждается на комиссии. Правда, основным рычагом влияния на нарушителей являются слова.

- Я могу расторгнуть с ними, к примеру, договор аренды имущества. Но ведь так город лишится дохода, - отмечает городской глава.

Он полагает, что бороться с "серыми" зарплатами должны в первую очередь налоговики, правоохранители и сами сотрудники, ведь из-за этого у них могут возникнуть проблемы с тем же получением кредитов.

Если преступление совершено в крупном размере, может быть возбуждено уголовное дело. Правда, в этом случае деньги в большинстве случаев сразу находятся, констатирует Марина Рябова. Кроме того, с текущего года из-за неуплаты НДФЛ предприятие могут лишить квот на привлечение мигрантов.