Сергей Анатольевич, вы сразу планировали многодетную семью, когда вступали в брак?
Сергей Родионов: Мы ничего не планировали, просто в сердце было желание иметь детей. Примером для нас были многодетные друзья, которые живут счастливо. Глядя на них, мы ободрялись и шли вперед.
Многие говорят, что не решаются на третьего ребенка, поскольку недостаточно зарабатывают. Испытывает ли ваша семья материальные затруднения?
Сергей Родионов: Мы живем достойно. Одеваемся хорошо, просто научили детей беречь одежду, чтобы ее могли носить младшие. На еде никогда не экономили, но покупаем только продукты, полезные для здоровья. Овощи в магазине почти не берем - все свое, с огорода. У всех наших детей есть велосипеды, компьютеры, телефоны - обычные, чтобы быть на связи.
Дети не завидуют сверстникам с дорогими айфонами?
Сергей Родионов: Важно, чтобы авторитет родителей был выше, чем авторитет сверстников, чтобы дети доверяли родителям. Когда ребенок видит дорогие гаджеты у одноклассников, он приходит домой не с упреком в наш адрес, а с вопросом. И мы начинаем разбираться, для чего необходим этот айфон. И выясняется, что в школе он на самом деле не нужен, его принесли просто похвастаться.
Кем вы работаете?
Сергей Родионов: Я механик по установке кондиционеров, но пока отпросился у работодателя - надо достроить к зиме дом и подвести газ. Раньше трудился инженером-землеустроителем, затем на химфармзаводе мастером цеха. Супруга - хормейстер, преподает сольфеджио и вокал. Основное время Елена, конечно , проводит дома.
Основной наш доход - моя зарплата и помощь государства. Материальное положение с появлением каждого ребенка у нас только улучшалось. Жена получала пособие, увеличивалась детская дотация и мы скапливали какую-то сумму и что-то приобретали.
Как менялись ваши супружеские отношения с рождением детей?
Сергей Родионов: Отношения с женой становились более романтичными. Я считаю, душевная близость в семье исчезает не из-за детей, а от праздных мыслей и безделья. Сближает супругов, когда они вместе переносят трудности, поддерживая друг друга. Нужно уметь организовать время так, чтобы уделять друг другу внимание. Мы, например, любим устраивать ужины вдвоем. В рестораны, конечно, не ходим, но я стараюсь что-то вкусненькое приготовить, на стол всегда ставлю маленькие свечки. Приятно иногда просто сесть в машину, поехать к речке и где-то посидеть...
С кем оставляете детей во время свиданий?
Сергей Родионов: Иногда к бабушке отвозим. Кроме того, у нас много друзей, с которыми мы близко общаемся. Они наших детей берут к себе, а в следующий раз мы - их.
Говорят, детям в больших семьях не хватает внимания. Можно ли полноценно воспитать каждого ребенка?
Сергей Родионов: Главное - правильно воспитать старших и тогда они сами научат младших тому, что ты им передал. Сам я обязательно беседую по душам с каждым ребенком. Иногда беседы в семье до часу ночи длятся. Вообще надо строить доверительные отношения с детьми, чтобы они могли по секрету что-то рассказать. Нас очень сближает строительство дома: когда мы клали кирпичи, у каждого ребенка было маленькое ведерко с раствором. Еще любим вместе ездить на озеро. Там на огне готовим пищу, живем в палатках, купаемся, рыбалка у нас прекрасная… У костра сидим всю ночь, и разговоры у нас задушевные.
Вы не устаете от семьи? Хочется иногда отдохнуть одному?
Сергей Родионов: Я такого ни разу не испытывал. Когда бабушка берет к себе одного или двух детей, такое чувство, что половины нет. Думаю, я почувствую дискомфорт, если окажусь один. Откровенно вам скажу: меня пугает мысль, что дети подрастут и разъедутся, а мы вдвоем останемся, хотя я понимаю, что им необходимо в будущем жить самостоятельно, создавать свои семьи.
Вы как-то изменились, когда стали многодетным отцом?
Сергей Родионов: Стал больше любить жену. Потом, учишься все делать вовремя. Например, ребенок в переходном возрасте требует особого внимания. Если сейчас упустить время, потом будет поздно вести разговор.
Насколько счастье многодетной семьи зависит от отца?
Сергей Родионов: Отец должен возложить на себя полную ответственность. Тогда и женщине проще быть матерью, и дети гармоничнее развиваются.
Юлия Токарева, профессор Уральского гуманитарного института:
- Мужчины не хотят иметь много детей, потому что недовольны свой спутницей: по их мнению, жена не справляется с воспитанием детей. Бывает, муж вообще подумывает о разводе. Не менее важен для представителей сильного пола материальный вопрос. Они считают, что должны обеспечить сына или дочь так, чтобы они не выглядели беднее остальных. Еще один стоп-фактор - предыдущий ребенок: или он нездоров, или, повзрослев, не оправдал ожиданий.
Между тем у многодетного мужчины повышаются самооценка, материальная заинтересованность, появляется чувство уверенности, умение проявлять заботу. Многие мужчины учатся готовить и заплетать косички. Многодетным отцом быть нелегко, но это полезно для здоровья - такие мужчины живут дольше.
Представители сильного пола объединяются, чтобы "ликвидировать дефицит мужской ответственности в обществе". Такова, по словам организаторов, миссия недавно созданного в Екатеринбурге сообщества ответственных отцов. Пока в него вошло около 20 мужчин. Члены клуба намерены устраивать спортивные игры, экскурсии и прочие увлекательные мероприятия под лозунгом "Вместе с папой". Совет отцов собирает банк данных о том, чем может быть полезен каждый участник. Есть идея "тимуровских команд": вместе с отцами дети, в том числе из неполных семей, будут помогать инвалидам и старикам. Клуб собирается дважды в месяц. Ждут всех желающих. "Вы можете быть отцом, дедом, отцом в перспективе и вообще пока не отцом", - говорится на страничке клуба в "Фейсбуке".
Статистика
По данным свердловского минсоцполитики, на 1 апреля 2014 года в регионе зарегистрирована 34 401 многодетная семья, где воспитываются 112 366 детей, в том числе 6 757 семей, где детей поднимает одна мать, и 140 - только отец. 24 479 семей имеют среднедушевой доход ниже прожиточного минимума и получают пособие.