К пропасти дефолта одна из крупнейших экономик Латинской Америки шла последние несколько лет. Как рассказала "РГ" руководитель Центра экономических исследований Института Латинской Америки РАН Людмила Симонова, все указывало на то, что это должно было произойти. "Дефолт абсолютно закономерен, учитывая политику, которую проводила президент страны Кристина Фернандес де Киршнер, - отметила Людмила Симонова. - Это стало следствием роста социальных расходов, несбалансированности экономики и бюджета, повышения рисков в стране. Вместе эти факторы должны были привести к дефолту. Это было видно и по темпам роста экономики Аргентины за последние годы, которая развивалась по принципу "то густо, то пусто", в зависимости от цен на сельскохозяйственную продукцию. Дефолт стал единственным выходом в этой ситуации, чтобы за счет девальвации снизить внешний долг и немного простимулировать собственное производство и экспорт, снизив экспортные издержки".
Вероятность того, что в ближайшие месяцы экономическое положение Аргентины улучшится, ничтожно мала. Еще год назад, когда о техническом дефолте не было и речи, ситуация в стране уже была тяжелой. В Буэнос-Айресе, который не так давно считался одной из наиболее развитых столиц Латинской Америки, начались регулярные отключения электричества, резко вырос уровень преступности. Как пояснили в Институте Латинской Америки, всего за пять-шесть лет страна оказалась в отчаянном состоянии. А теперь технический дефолт прежде всего ударит по обычным гражданам: их сбережения резко сократятся, а цены вырастут, учитывая, что большое количество машин, оборудования, технического сырья в страну импортируется.
Тем не менее руководство Аргентины отказывается признавать сложившуюся ситуацию дефолтом. Так в четверг президент Кристина Киршнер заверила, что "Аргентина подтверждает свое намерение расплатиться на 100 процентов с кредиторами честным и беспристрастным образом, в соответствии с правовыми процедурами и планом выплат". Однако заявления Киршнер не убедили кредиторов, которые в четверг после долгих консультаций с аргентинским правительством объявили о том, что выплаты по государственному долгу не были произведены. Впрочем, аргентинская сторона настаивает на том, что деньги были переведены еще месяц назад. Однако американская сторона в ходе судебного разбирательства заморозила перевод, который так и не дошел до адресатов.
Долговой спор между Аргентиной и кредиторами (в основном американскими и британскими) тянется уже давно. Кредиторы уверены, что Буэнос-Айрес не имеет право обслуживать уже реструктурированные кредиты до тех пор, пока не договорится со всеми держателями долговых обязательств.
"Никто не знает, как это называть, поскольку подобная ситуация еще не складывалась, - заявил министр экономики Аргентины Аксель Кисильоф. - Аргентина заплатила и будет платить, потому что намерена это делать".
Процесс переговоров осложняется тем, что после кризиса 2001 года долговые обязательства Аргентины управляются восемью различными институтами, часть из них находится под юрисдикцией Аргентины, а часть регулируется законами США и Великобритании. Но несмотря на сильное давление со стороны кредиторов, Аргентина не готова слепо соглашаться на все их требования.
"Помимо экономического давления, идет явное политическое давление, - отметила Людмила Симонова. - Со стороны США идет давление по политической линии, для того, чтобы изменить политический курс правительства Киршнер и отказаться от лозунгов, которые они воплощали последние несколько лет. Это далеко идущие планы, которые нацелены на смену правительства".
Впрочем, эксперты считают, что полный коллапс экономики Аргентине не грозит. Дело в том, что когда крупные страны оказываются в такой ситуации, то никому из экономических игроков полный дефолт невыгоден, потому что тогда вообще не будут выплачены долги. Поэтому со временем заемщики и кредиторы так или иначе решают проблему.