До потемнения в глазах
Первый турнир состоялся в 2003 году, но с тех пор суть соревнований не изменилась: пилоты по очереди проходят на время воздушную трассу, минуя различные препятствия. Скорость при этом развивается запредельная. На старте она не больше 370 километров в час (иначе дисквалифицируют), зато потом самолеты разгоняются до 400 км в час и больше. В полете гонщики испытывают перегрузки до 10G, то есть вес пилота увеличивается в десять крат. "Представьте, что вас ударили кузнечным молотом, и поймете, о чем речь, - говорит британский пилот Пол Бономм. - Момент G самый трудный. Меньше чем за полсекунды ваш вес увеличивается в несколько крат. В эти мгновения нужна особая концентрация, ведь при перегрузках темнеет в глазах".
Без технологической гонки
Агрегаты в воздушных гонках одни из самых управляемых в своем роде. Дух захватывает от того, как мгновенно самолет меняет положение на трассе: это необходимо, чтобы проходить воздушные ворота и "шиканы" Они, конечно, очень легкие, после каждой попытки пилот вместе с самолетом взвешивается: совокупная масса не должна превышать 698 килограммов.
В нынешнем чемпионате некоторые новшества коснулись технической стороны. Если в обычной "Формуле-1" спорам об унификации болидов, видимо, нет конца, то в воздушных гонках к соответствующему решению уже пришли. Стандартизации подверглись двигатели и пропеллеры самолетов, так что теперь пилотам приходится рассчитывать исключительно на собственные навыки.
"Старикам" здесь место
Как и "Формула-1", воздушные гонки - элитный вид спорта, и это еще один повод для проведения аналогий. Проходить дистанцию на скорости 400 км/ч, причем на низкой высоте (около 15 метров), может весьма ограниченное количество пилотов. Каждый из них имеет неограниченную суперлицензию, выданную организатором соревнований. Пилот, желающий участвовать в воздушных гонках, должен подтвердить свое мастерство в ходе специального отборочного лагеря. "Мы в небе словно волшебники", - поэтически выражается один из старожилов воздушных гонок Николя Иванофф.
В ЧМ-2014 соревнуются 12 человек, и среди них практически нет молодых людей. Самый юный - 30-летний канадец Пит Маклеод, севший за штурвал в рекордные для воздушных гонок 25 лет. "Меня еще в младенчестве в кабину самолета брал на колени отец, поэтому я не помню, когда начал летать, тогда же, когда начал ходить. Это было настолько естественно для меня", - смеется Пит. К слову, на первом этапе в Абу-Даби Маклеод завоевал первый в карьере подиум, став третьим.
Бешеный на высоте
Но канадец скорее исключение: большинству пилотов уже за 40, а некоторым за 50. Крестному отцу воздушных гонок, венгру Петеру Бесеные, по прозвищу Бешеный, который стоял у истоков соревнований, уже 58. Но как вытеснить этого седобородого "дедушку" из элиты, если во время полета он превышает порог допустимых перегрузок и при этом ничего не чувствует? Венгр, кстати, единственный, кто выступал во всех восьми чемпионатах по воздушным гонкам, а у себя на родине знаменит тем, что в 2001 году пролетел под будапештским цепным мостом вверх шасси!
Повесть о "хорошем человеке"
Или вот ровесник Бесеные Найджел Лэмб. Родившийся в Зимбабве, он уже в 11 лет подал прошение на вступление в национальные воздушные силы. Запрос был удовлетворен, правда, семь лет спустя. За 30 лет Лэмб поучаствовал в 1770 шоу, став настоящей авиалегендой. Его даже звали в фильмы, где он выполнял на самолетах сложнейшие трюки. Он, кстати, по-прежнему в форме. На предпоследнем этапе в Малайзии Лэмб стал первым, а в общем зачете занимает третье место.
Ну и, конечно, нельзя забыть о "хорошем человеке". Именно так буквально переводится фамилия британца Пола Бономма, победителя двух последних перед перерывом чемпионатов мира по воздушным гонкам. Он и нынешнее первенство начал с места в карьер, выиграв первый этап в Абу-Даби. Однако затем выступления Бономма пошли по нисходящей: на двух этапах подряд он не попадал даже в четверку сильнейших.
На вершине британца сменил его извечный соперник австриец Ханнес Арк. Вообще-то именно он в 2008 году стал первым европейцем, выигравшим чемпионат по воздушным гонкам, однако затем два года подряд он довольствовался лишь званием вице-чемпиона. К возобновлению воздушной "Формулы" Ханнес явно оказался готов лучше других: на его счету уже две победы в нынешнем сезоне, в том числе и на последнем этапе в Гданьске.
36 евро в среднем стоит самый дешевый билет на воздушные гонки.
География
Чемпионат мира-2014 состоит из восьми этапов. Предыдущие прошли в эмиратском Абу-Даби, хорватском Ровине, малайзийской Путрайе и польском Гданьске. Следующие этапы запланированы в британском Аскоте, американских Далласе и Лас-Вегасе и австрийском Шпильберге.
Формат и правила
Гоночный уикенд проводится в два дня. Первый посвящен квалификации, во время которой пилоты определяют, в каком порядке будут стартовать в основной гоночный день. Собственно соревнования проходят в три этапа. В первом гонщики соревнуются по парам: в восьмерку сильнейших выходят победители плюс двое проигравших с лучшим временем. Далее пилоты проходят дистанцию поочередно, в финал выходят четверо самых быстрых. Собственно в финале на все про все дается лишь одна попытка, по итогам которой и определяются призеры этапа.
При правильном полете самолет должен проходить ворота в обозначенном промежутке, который составляет 40 процентов от длины пилона, и без крена.
Пилот снимается с прохождения, если отклоняется от трассы, задевает пилон, если перегрузки превышают допустимый уровень 10G и если скорость самолета на старте превышает 370 километров в час.
Штрафные секунды начисляются, если самолет пролетает над пилонами, входит в ворота под углом и не оставляет после себя шлейф из дыма на протяжении прохождения всей трассы.