Основная тема конкурса звучала так: "Первая мировая война на карте Союзного государства", и посвящен он был 100-летию начала Первой мировой войны. Победителей трое: Анна Абашева из Калуги (1-е место), Юлия Филоненко из Гомеля (2-е место) и Анастасия Скобельская из крымского Бахчисарая (3-е
место). Еще 17 учителей из разных регионов Союзного государства получили грамоты лауреатов.
Участникам конкурса было предложено на выбор девять подтем: "Сморгонь: 810 дней, потрясших мир", "Первая мировая война: истории героев забытой войны", "Роль личности в военных событиях", "Национальные трагедии народов России и Беларуси", "Могилев-Петроград в Первую мировую: путь главнокомандующего армией" и другие.
В своих выступлениях организаторы конкурса подчеркивали, что главной целью была ориентация молодых учителей на поиск новых методов преподавания истории в средней школе, выработка инновационных приемов военно-патриотического воспитания школьников. В числе приоритетных задач организаторы ставили глубокое изучение общих исторических корней российского и белорусского народов.
Открывая церемонию награждения, декан исторического факультета МГУ академик Сергей Карпов заметил:
- Мы собрались в особый день - день преддверия начала Первой мировой войны. Проводя этот конкурс и чествуя сегодня его победителей, среди которых как россияне, так и белорусы, мы заботимся прежде всего о том, чтобы сохранить наше общее образовательное пространство и язык, на котором говорим.
Государственный секретарь Союзного государства Григорий Рапота рассказал, что очень внимательно просмотрел все работы победителей.
- Главное, - подчеркнул он, - это то, что помимо информации, которую участники конкурса дают своим ученикам, они приглашают их к диалогу, стремятся пробудить мысль и предоставить школьникам возможность самостоятельно оценить ту или иную историческую ситуацию. Кроме того, много внимания участники конкурса уделили личности в условиях войны. И это особенно важно. Дело в том, что не так значимо простое перечисление событий - это можно прочитать в любом учебнике - важны личные ощущения участников событий, что двигало тем или иным воином, как в экстремальной ситуации они владели собой, как справлялись с эмоциями и со страхом, наконец.
Григорий Алексеевич отметил как положительное еще и такое явление:
- Многие из учителей, победившие в этом конкурсе, - сказал он, - задались вопросом: в чем смысл Первой мировой и вообще любой войны в принципе?
По мнению Государственного секретаря Союзного государства, "одно из самых удачных определений войны такое: война - это бессмысленное массовое самоубийство".
Особо Григорий Рапота остановился на теме патриотизма, рассказав учителям о собственном видении этого понятия и приведя любопытные примеры из своего богатого жизненного и профессионального опыта, когда он служил во внешней разведке.
Победительница конкурса молодая учительница истории из Калуги Анна Абашева, разработавшая тему "Роль личности в военных событиях", заметила: "Учитель должен быть всегда на эмоциональном подъеме, чем больше он сам доволен своей работой, тем больше стремится передать знания своим ученикам".
Следует сказать, что конкурс проводился в два этапа: первый - с 19 июня по 14 июля, второй -с 15 по 25 июля. К участию в нем были допущены учителя, чей возраст не превышал 30 лет. Всего жюри получило около пятидесяти презентаций мультимедийных школьных уроков на одну из заданных тем. В финал вышло 20 работ...
После церемонии награждения прошел "круглый стол" "Вуз и школа в Союзном государстве: актуальные аспекты преподавания истории", на котором разгорелась дискуссия, каким должен быть школьный учебник истории. Выступили участники конкурса, члены жюри, ученые-историки.
Учитель из Ростова-на-Дону Юрий Марахонько, кстати, прошлогодний победитель городского конкурса, рассказал, как с помощью театральных приемов (по второму образованию он актер) пробудить интерес учеников к истории.
А вот финалист конкурса из Москвы Александр Гулин очень подробно поделился с молодыми коллегами собственными идеями по использованию на уроках истории электронных гаджетов.
Кстати, декан истфака МГУ рассказал о сюрпризе, который готовится в стенах главной российской альма-матер.
- Этот сюрприз, - сообщил Сергей Карпов, - мы готовим вместе с нашими белорусскими коллегами. Это - первая книга по истории Союзного государства.
После церемонии награждения Григорий Рапота так прокомментировал нам это сообщение:
- Подготовить и издать некие хрестоматийные и вспомогательные материалы, касающиеся истории Союзного государства, - это очень хорошая идея, и Постоянный комитет ее вынашивает давно, мы даже имеем свой собственный проект на этот счет. И, наверное, мы объединим наши усилия с профессионалами из МГУ.
Обозреватель "СОЮЗа" от имени газеты поздравил Григория Рапоту с высокой наградой - орденом "За заслуги перед Отечеством" III степени, который ему на днях будет вручен в Кремле, и поинтересовался, будет ли Постоянный комитет продолжать подобные конкурсы молодых учителей?
- Обязательно! - ответил Григорий Алексеевич. - Более того, мы намерены расширять их количество и тематику. Вообще смысл всей нашей работы в диалоге с обществом, точно так же, как у учителей смысл работы в диалоге с учениками.
Организаторами состязания молодых учителей стали Постоянный комитет Союзного государства, Министерства образования России и Беларуси, Научно-исследовательский Центр истории диаспор исторического факультета МГУ и Региональная общественная организация Национально-культурная автономия "Белорусы Москвы".
Ольга Виноградова, заместитель начальника Департамента социальной политики и информационного обеспечения Постоянного Комитета Союзного государства:
- Постоянный комитет ежегодно принимает участие и организует целый ряд мероприятий для школьников, студентов и людей более старшего возраста, но подобный конкурс мы проводим впервые. Не могу не отметить, что участники провели очень кропотливую работу, которая характеризует их не только как профессионалов-педагогов, но и как людей, неплохо ориентирующихся в научной сфере.
Оксана Солопова, замдекана исторического факультета МГУ:
- Не могу не поблагодарить Постоянный комитет Союзного государства, который проводит колоссальную гуманитарную работу на пространстве двух наших государств. Да, евразийские проекты прекрасны, но они рассчитаны в основном на укрепление экономики, однако любая экономика рухнет, если не будет вот такой связующей гуманитарной составляющей.
Николай Борисов, завкафедрой истории России до начала XIX века истфака МГУ:
- Учебники для школьников должны быть такими, чтобы приятно было их взять в руки, чтобы наши юные создания получали историю не в виде сухого текста, а в форме увлекательнейшего рассказа. Историческая мифология и история как таковая - это прекрасные вещи и должны подаваться красиво. А историк обязан хорошо писать и хорошо говорить. Тому и другому надо учиться. Но, увы, у нас нет пока ни курсов стилистики, ни курсов ораторского искусства. Поэтому и историки часто получаются немножко замороженными. Эту проблему нужно исправлять.
Надежда Ганущенко, представитель Министерства образования Беларуси:
- В последнее время активизировалось наше сотрудничество в рамках Союзного государства в сфере образования. И здесь очень важную роль играет именно история, которая содействует не только формированию национального сознания, но и воспитывает уважение к другим народам. Мы обязаны сохранять и развивать историческую память. И отмечу, в белорусских школьных учебниках история России излагается системно и уважительно. Более того, в них уже включены главы о создании и становлении Союзного государства.