О чем конкретно шла речь, рассказывает Виктор Полянин, руководитель отделения Посольства Республики Беларусь в РФ в Екатеринбурге.
Виктор Дмитриевич, делегация Беларуси уже три года подряд участвует в международной выставке "Иннопром" в Екатеринбурге - беспрецедентный случай для такого уровня мероприятий. Причем в 2014-м "Иннопром" посетила официальная белорусская делегация, в состав которой также вошли представители ведущих белорусских предприятий и учреждений: МАЗа, БЕЛАЗа, "Белшины", "Амкодора", "Гомсельмаша", Национальной академии наук. С чем это связано?
Виктор Полянин: Республику Беларусь и Свердловскую область связывают давние и дружеские отношения. Еще в 2001 году подписано соглашение о торгово-экономическом, научно-техническом и культурном сотрудничестве, в прошлом году - план мероприятий по развитию сотрудничества на 2013-2015 годы, создан Совет делового сотрудничества.
Визит официальной делегации подтвердил заинтересованность Беларуси в укреплении и расширении партнерских связей со Свердловской областью и Уральским федеральным округом в целом, позволил проработать конкретные предложения по сотрудничеству предприятий с целью выхода на контракты и другие итоговые документы, которые будут подписаны в ходе визита губернатора Свердловской области Евгения Куйвашева в Республику Беларусь. Он запланирован на октябрь 2014 года.
УрФО интересен белорусским предприятиям в первую очередь своим промышленным потенциалом. Здесь много нефте- и газодобывающих компаний, оборонных и машиностроительных заводов, которые сегодня наращивают заказы, реализуется большое количество инвестпроектов. Кроме того, Свердловская область попала в число четырех пилотных регионов, где будет формироваться первый российский станкостроительный кластер. Сейчас обсуждается вопрос участия в нем белорусских партнеров. Мы заинтересованы в том, чтобы максимально приблизить сборку своих станков к потребителю, поскольку они дешевле западноевропейских аналогов в 2 раза, восточноевропейских - на 30-40%. Уже подобрана площадка в городе Березовском.
Белорусские товары конкурентоспособны по цене с учетом логистики?
Виктор Полянин: От Екатеринбурга до Шанхая - 6 тысяч км, до Беларуси - 2,5 тысячи. Конечно, транспортная составляющая формирует достаточно серьезную часть стоимости белорусской продукции. При этом на Урале достаточно товаров из Франции, Германии, Польши, которые еще больше удалены от Урала, но они ведь находят своего покупателя. Белорусская продукция по-прежнему ассоциируется с качеством, надежностью, экологической чистотой. На Урале востребованы наши карьерные самосвалы, грузовые автомобили, автобусы, дорожно-строительная и лесозаготовительная, коммунальная техника, стройматериалы, продукты питания, товары легкой промышленности.
Что белорусы готовы предложить Уралу в рамках кооперации и импортозамещения?
Виктор Полянин: Работа по импортозамещению ведется во всех регионах УрФО. Только в Свердловской области, к примеру, планируется найти аналоги для 6,5 тысячи позиций товарной номенклатуры. Для современных производств нет проблемы заменить одну деталь на другую. Более важная задача - создать усовершенствованный элемент, повысить уровень производства на 2-3 ступени. Кооперационные цепочки позволяют предприятиям верстать перспективные планы на несколько лет вперед, планировать выходы на новые рынки как сопредельных регионов, так и за пределы ТС.
В каких конкретно отраслях предполагается сотрудничество?
Виктор Полянин: В военно-технической сфере еще не все регламенты приняты, поэтому доступа нашим предприятиям в полном объеме на ОПК РФ нет. А вот в станкостроении, радиоэлектронике, оптике коридор достаточно широкий. Уже сейчас в России в рамках госзакупок сельхозтехнику можно поставлять только отечественной сборки. На очереди - медицинское оборудование. Не стоит забывать и о том, что в белорусской машиностроительной продукции, в тех же "МАЗах", "БЕЛАЗах", тракторах, - большая составляющая российских предприятий, до 50% комплектующих российского производства.
Во время "Иннопрома" белорусская делегация посетила ряд ведущих предприятий Свердловской области. На встречах речь шла о взаимных поставках и взаимных производственных интересах. Не могли бы вы кратко раскрыть суть переговоров?
Виктор Полянин: Завод "Уральские локомотивы", к примеру, намерен поставлять в Беларусь магистральные электровозы. Беларусь, в свою очередь, готова к поставкам станков на предприятие. Тем более что наши станкостроители не только изготавливают новое оборудование, но и готовы оказать содействие в модернизации уже действующего, как белорусского, так и импортного.
При посещении УГМК-Холдинга обсуждались вопросы, связанные с поставкой "БЕЛАЗов", шин, станков. Также уральским металлургам было предложено принять участие в инвестпроекте на ОАО "Белшина" по строительству нового цеха.
Екатеринбургская компания "Пенетрон-Россия" намерена построить на территории РБ завод по производству гидроизоляционных смесей. Скорее всего, проект будет реализован в Гомельской области, там Особая экономическая зона, сырье - песчаные карьеры, подходящая инфраструктура.
Также состоялись переговоры с холдингом "Швабе", предприятия которого выпускают медтехнику, в том числе инкубаторы для выхаживания новорожденных, которые уже используются у нас в Беларуси. Предлагалось рассмотреть создание СП в Беларуси. Еще в апреле 2014 года состоялась встреча представителей компании "Интеграл" и "Швабе", подписан протокол о намерениях. Также у "Швабе" есть интерес к разработке специальных драйверов питания для светодиодных светильников переменного тока.
Кто еще проявляет интерес к закупкам белорусского станочного оборудования и комплектующих?
Виктор Полянин: Крупный представитель российского ОПК - научно-производственная корпорация "Уралвагонзавод". Уральский турбинный завод, который очень заинтересован в реконструкции Гродненской и Минской ТЭЦ. Уральский дизель-моторный завод в рамках соглашения с ОАО "БЕЛАЗ" проводит работу по созданию мощного двигателя для карьерных самосвалов грузоподъемностью 180-240 тонн. Стендовые испытания начнутся во II квартале 2015 года.
Мэрия Екатеринбурга озвучила намерение закупить в рамках подготовки к ЧМ по футболу 2018 года порядка 250 автобусов. ОАО "МАЗ" планирует принять участие в тендерах на поставку транспорта. Интерес к новинке 2014 года - автобусу "МАЗ" с двигателем на газомоторном топливе проявил второй по величине город Свердловской области - Нижний Тагил.
Еще одна перспективная сфера для кооперации - производство фармпрепаратов. Так, Уральский биомедицинский кластер готов поставлять порядка 20 препаратов в Республику Беларусь. Мы, со своей стороны, заинтересованы в совместном производстве дженериков.
Беларусь готова предложить уральским муниципалитетам не только поставки необходимой техники, но и льготное финансирование в рамках соглашения между Правительством Беларуси и Сбербанком России. Речь идет о льготных условиях по лизингу и кредитованию.