30.07.2014 23:41
    Поделиться

    Объем инвестиций в "Восточный полигон" оценили в 560 млрд рублей

    Что принесет России развитие проекта "Восточный полигон"
    Развитие и модернизация железных дорог "Восточного полигона" - один из крупнейших инфраструктурных проектов России последних лет, который оценивается в 562 млрд рублей. Он подразумевает масштабную реконструкцию западного и восточного участков Байкало-Амурской магистрали, Транссиба, а также участка Междуреченск - Тайшет. Насколько выгоден России столь крупный проект в нынешних экономических условиях и что он принесет нашей стране, разбирался наш корреспондент.

    Модернизация "Восточного полигона" - приоритетная задача страны на долгосрочную перспективу, которая выполняется в рамках программы ускоренного развития Восточной Сибири и Дальнего Востока. Она позволит реализовать планы по превращению России в международную транспортно-логистическую державу. Именно такую цель озвучил глава государства в начале июля, давая старт торжественной церемонии укладки "серебряного звена" на новом перегоне БАМа Таксимо - Лодья. "За страной нужно закрепить статус мощной транспортной державы, с которой легко, комфортно и выгодно в экономическом смысле работать", - заявил тогда президент России. Только на первом этапе - до 2017 года - объем инвестиций в проект составит 562 млрд руб. При этом вложения, по расчетам некоторых экспертов, должны окупиться менее чем через 12 лет. Как считают в РЖД, комплексная модернизация транспортной инфраструктуры и создание благоприятного климата для ведения бизнеса должны способствовать снятию ограничений для развития всей сопутствующей инфраструктуры вдоль железнодорожных магистралей на востоке страны. Это привлечет капитал в регион, будет способствовать увеличению налогооблагаемой базы и обеспечит социально экономический подъем дотационных регионов.

    "Дальневосточным регионам такой проект, безусловно, выгоден: это приток капитала, создание новых рабочих мест, увеличение поступления налогов в бюджет. Но надо смотреть на выгоду данного проекта в масштабах всей страны", - полагает директор института стратегического анализа ФБК Игорь Николаев.

    То, что государство ищет новые возможности для эксплуатации и развития БАМа, в целом правильно, говорит Игорь Николаев. Но нужно понимать, что более половины грузопотока дальневосточных магистралей в будущем будет обеспечивать ввод в эксплуатацию новых месторождений полезных ископаемых. Учитывая сложную геополитическую обстановку, с этим могут возникнуть проблемы.

    Впрочем, в РЖД на ситуацию смотрят с оптимизмом. В компании прогнозируют: рост объемов грузоперевозок в дальневосточные порты РФ составляет до 24% ежегодно, а всего на Восточно-Сибирской магистрали за последние 10 лет он увеличился на 41% - с 305 до 429 млн тонн в год. При этом значительная часть грузов отправляется на экспорт.

    Реализация масштабных проектов на Дальнем Востоке продолжается. Создается Восточный нефтехимический комплекс (ВНХК) в Приморье, ведется разработка Удоканского месторождения меди в Забайкалье и Чинейского месторождения титано-магниевых руд. Началась добыча угля на Эльгинском месторождении, куда построен подъездной путь. В ближайшее время начнется освоение Таежного ГОКа. Таким образом, запуск "Восточного полигона" стал стимулом для развития не только добывающих, но также логистических и производящих компаний.

    - Для нас БАМ и Транссиб - это не только дополнительные 150-200 тыс. тонн рельсов, поставленных ОАО "РЖД". Мы перевозим большое количество продукции по железной дороге - руды, угля, стальной продукции, и заинтересованы в эффективной организации логистики, - говорит руководитель дивизиона "Железнодорожный прокат" вице-президент "Евраз" Илья Широкоброд. - Развитие инфраструктуры вдоль железнодорожных артерий, освоение новых территорий стимулирует рост спроса на сталь и металлоконструкции, отчего выиграют все участники рынка. Увеличение скорости движения, нагрузки на полотно, пропускной способности дорог выдвигают новые требования к качеству и безопасности железнодорожных продуктов, стимулируя производителей инвестировать в передовые технологии железнодорожного проката.

    Только на первом этапе - до 2017 года - объем инвестиций в проект составит 562 миллиарда рублей. Вложения должны окупиться менее чем через 12 лет

    "Восточный полигон" создается для того, чтобы решать целый комплекс задач, считает главный экономист Deutsche Bank в России Ярослав Лисоволик. "Во-первых, это внутриэкономический фактор, который заключается в более низком развитии инфраструктуры Дальнего Востока по сравнению с остальной Россией. Во-вторых, в проекте заложен потенциал по увеличению взаимодействия с зарубежными восточно-азиатскими партнерами - это очень динамично развивающийся регион. И в-третьих, это логичная переориентация части торговых и транспортных потоков с Запада на Восток, учитывая низкие темпы экономического роста в Европе и высокий потенциал сотрудничества России с азиатскими странами", - отмечает эксперт.

    Важно и то, что впервые в России проект такого масштаба и с такими бюджетом прошел публичный независимый технологический и ценовой аудит под эгидой Открытого правительства. Таким образом, с момента введения в России общественного контроля за деятельностью естественных монополий компания РЖД стала пионером в формировании подходов к проведению подобных проверок. Процесс координировал министр РФ по вопросам Открытого правительства Михаил Абызов, а сам аудит осуществляла независимая комиссия из представителей инвестиционных банков, технических консультантов и компаний так называемой "большой четверки" (PricewaterhouseCoopers, Deloitte, Ernst & Young и). Впервые в России, как подчеркнул Михаил Абызов, технологический и ценовой аудит (ТЦА) позволяют найти оптимальные решения, отвечающие современным международным практикам, выявить пробелы в документации, возможности для экономии средств.

    Механизм ТЦА в нашей стране только начинает применяться, но уже есть первые практические результаты - участники рынка смогли самостоятельно оценить проект, посмотреть на него шире, чем сама компания, высказать замечания с точки зрения развития, рисков для прилегающих территорий, смежных отраслей, грузоперевозчиков, поставщиков услуг для строительства магистрали. Они смогли обозначить приоритеты и определить четкие и измеримые показатели эффективности.

    Эксперты, в частности, рекомендовали уделить большее внимание железнодорожным подходам к портам Ванино и Восточный, обратили внимание на необходимость контроля над грузовой базой и оптимизацией реконструкции участка Междуреченск - Тайшет почти на 4 млрд рублей.

    В будущем, подчеркнул министр Абызов, наработки с проведенного техаудита будут использованы при реализации других крупных инфраструктурных проектов.

    Что касается успешности проекта "Восточный полигон", то эксперты сходятся во мнении: он даст толчок не только к развитию транспортной, сырьевой и перерабатывающей отраслей, но и всей страны и экономики в целом. "Фактически речь идет о строительстве нового транспортного коридора, соединяющего центр России с Дальним Востоком и Азиатско-Тихоокеанским регионом", - делает акцент министр по вопросам Открытого правительства Михаил Абызов.

    "Вряд ли уместно говорить о самоокупаемости такого рода проекта в самой краткосрочной перспективе, - резюмирует Ярослав Лисоволик. - Его окупаемость будет зависеть от успешности торгового взаимодействия с весомыми торговыми партнерами. Создаваемый инфраструктурный проект может иметь долгосрочные перспективы для евразийского транспортного коридора. В этом плане развитие инфраструктуры "Восточной платформы" очень важно".

    Поделиться