- Приятно, что многие тысячи километров, разделяющие Минск и Хабаровск, не являются препятствием для нашего конструктивного диалога и взаимодействия, - сказал президент Республики Беларусь Александр Лукашенко.
Соглашение между двумя правительствами действует с марта 2003 года. В развитие его с различной периодичностью и подписываются планы мероприятий, предыдущий - в 2008-м.
- Все достигнутые тогда договоренности в основном были выполнены, что привело к оживлению деловых контактов и росту взаимной торговли. В 2009-2010 годах Хабаровский край вышел на первое место среди регионов ДФО по товарообороту с Белоруссией, - отметил премьер-министр республики Михаил Мясникович.
В минувшем году по этому показателю край продемонстрировал третий результат среди дальневосточных субъектов РФ.
- Мы знаем, какой огромный ущерб причинен экономике Хабаровского края масштабным наводнением, и готовы оказывать необходимое содействие в восстановлении инфраструктуры региона, в том числе агропромышленного комплекса и социальной сферы, - подчеркнул Александр Лукашенко. - Белорусская техника, оборудование, технологии, проектные и инжиниринговые услуги, потребительские товары - на все это можно смело рассчитывать при реализации программ восстановления края.
Хабаровская делегация побывала на знаменитом Минском тракторном заводе - одном из крупнейших мировых производителей сельскохозяйственной техники. За последние три года дальневосточные аграрии приобрели 185 единиц белорусской сельхозтехники, в том числе 74 трактора и девять комбайнов. В планах на текущий год - покупка 28 единиц, в частности, 12 тракторов.
- Необходимо увеличивать объемы поставок. Сегодня перед нами стоит задача более системной совместной работы. На первом этапе мы намерены наладить полноценное техническое обслуживание белорусских сельхозмашин на территории нашего региона. Для этого уже создан сервисный центр на базе ООО "Даниловка". Далее можно будет говорить об организации сборочного производства, - заявил губернатор Хабаровского края Вячеслав Шпорт.
По словам заместителя министра промышленности Республики Беларусь Александра Огородникова, сборка белорусской сельскохозяйственной техники в крае выгодна региону. Так можно будет не только покрыть дефицит сельхозоборудования - по заявкам аграриев, дальневосточной территории дополнительно необходимы более 400 тракторов, - но и наладить продажу машин.
- Мы заинтересованы в том, чтобы обслуживание и сборка находились ближе к регионам. В этом случае будут учитываться их особенности. Подобное предприятие уже действует в Амурской области. Но работа двух производств не вызовет конкуренции: в Приамурье собирают энергонасыщенную технику, в Хабаровском крае следует выбрать другую специализацию, - отметил Александр Огородников.
Имеют перспективы и поставки на Дальний Восток белорусской техники для пассажирских перевозок, тем более что здесь с нею уже знакомы. К 150-летию Хабаровска мэрия купила троллейбус, произведенный предприятием "Белкоммунмаш". Два автобуса МАЗ работают в хабаровском аэропорту, еще два - возят туристов компании "ИнтурХабаровск". Парк городского пассажирского транспорта в Хабаровске и Комсомольске-на-Амуре изношен на 80 процентов, и по целевой программе "Развитие транспортной системы Хабаровского края" до 2016 года планируется закупить 149 единиц пассажирского транспорта. Между тем в Минске производят троллейбус 4-го поколения. Его движение контролируют 17 бортовых компьютеров, корпус выполнен полностью из композитных материалов. Гибридная машина может работать на разной тяге - и как троллейбус, и как автобус.
Белоруссия готова продавать не только технику для пассажирских перевозок и сельскохозяйственную, республика - серьезный производитель и поставщик карьерных и иных машин для горно-добывающих, энергетических, строительных и лесопромышленных предприятий. Для поддержки белорусского экспорта используют пять различных схем финансового обеспечения поставок, в том числе международный лизинг под четыре процента годовых, экспортное кредитование, субсидирование процентных ставок нерезидентам. Правда, здесь предпочитают иметь дело с крупными контрактами, на такие объемы закупок Хабаровский край пока не выходил.
Президент Белоруссии считает, что пришло время подумать не только об увеличении и диверсификации взаимных товарных потоков, но и о реализации совместных взаимовыгодных проектов в иных сферах деятельности, в том числе в научной и инновационной. Успешной, как согласились руководители Хабаровского края и Республики Беларусь, может быть промышленная кооперация, прежде всего между авиационными заводами двух территорий.
- Белорусские предприятия и научные организации уже входят в состав участников территориального кластера авиастроения и судостроения Хабаровского края, - напомнил Вячеслав Шпорт. - Якорные компании кластера расположены в Хабаровске и Комсомольске-на-Амуре и должны стать ядром территории опережающего развития.
Интерес к совместной работе с российскими резидентами создаваемого кластера выражают Объединенный институт проблем информатики и Физико-технический институт НАН Беларуси, Научно-промышленная ассоциация оптики и лазеров Республики Беларусь, Белорусский национальный технический университет. Немаловажно и то, что осложнение российско-украинских отношений может отразиться на деятельности предприятий военно-промышленного комплекса РФ. В этой ситуации возможно использовать белорусский потенциал для замещения украинской продукции.
До конца августа Комсомольск-на-Амуре посетят представители министерства промышленности Беларусии, чтобы на месте изучить варианты создания инновационного предприятия для производства деталей и узлов, востребованных кластером авиастроения и судостроения.
Еще раньше, 4-5 августа, в Хабаровский край приедет делегация министерства сельского хозяйства Республики Беларусь. Такое решение было принято в ходе встреч со специалистами аграрного сектора республики и посещения передового производственного кооператива "Агрокомбинат Снов". Предполагается, что белорусская сторона внесет коррективы в существующую в крае технологию переработки молока и откроет одно-два базовых предприятия либо цеха по выпуску молочной продукции. Также в планах создание на основе белорусских технологий образцовой молочной фермы, оснащенной оборудованием полного цикла.
- Наш регион традиционно скорее промышленный, нежели аграрный, и для развития сельского хозяйства в крае опыт республики является неоценимым, - согласился губернатор. - Молочное животноводство и растениеводство являются флагманами белорусской сельскохозяйственной отрасли. Хабаровский край и республика могли бы наращивать взаимодействие в этих областях. Мы готовы рассмотреть возможность создания совместных производств в аграрном секторе.
Кроме того, по словам советника, руководителя отделения посольства Республики Беларусь в Российской Федерации в Хабаровске Владимира Максимова, намечаются и другие варианты взаимовыгодного сотрудничества, например, Белоруссия могла бы оказать помощь в строительстве дорожной инфраструктуры. Темпы ввода жилья в крае отстают от запланированных. Поэтому рассматривается возможность участия проектных и строительных организаций республики в реализации программ жилищного строительства, в том числе энергоэффективного. Они также могут заняться проектированием и возведением многопрофильных культурно-спортивных и медицинских объектов, административных зданий, школ, детских садов. Опыт уже есть: белорусские специалисты начали трудиться на космодроме "Восточный" в Амурской области, и ведущая подрядная организация "Дальспецстрой" весьма в них заинтересована.
Однако стоит отметить: несмотря на десятилетнее сотрудничество, радужные планы и привлекательные перспективы, Хабаровский край и Республика Беларусь пока не стали крупными внешне-экономическими партнерами друг для друга. В общем объеме импорта Дальневосточного региона доля белорусских поставок составляет только около одного процента.