В КБР возродят заброшенные лагеря и турбазы

Восстановление высокогорных альплагерей и турбаз позволит республике привлечь в курортную сферу дополнительный поток туристов, а местным жителям - улучшить свою жизнь.

Старшее поколение еще помнит романтику турпоходов горными тропами через перевал к Черному морю, купание в прохладных струях водопадов, песни у костра, слезы ледников и манящие названия "Чегем", "Шхельда", "Адыр-су", "Улутау", "Башиль"... Для "тех кому за 40" - это воспоминания из советского прошлого, когда активный вид отдыха был в почете, а турист с рюкзаком за плечами становился героем баллад и кинофильмов. После распада СССР "романтика с рюкзаком" почти полностью заменил "дэнди" на пляже где-нибудь в Турции или Египте. Но в последнее время походы в горы вновь становятся актуальны - уйти подальше от "мирской суеты" хотят бизнесмены и чиновники, искатели приключений и просто люди, любящие природу.

Экологичная корова

Всего в КБР 11 высокогорных туристических объектов: 5 турбаз и 6 альплагерей, которые находятся в республиканской и, частично, в муниципальной собственности. Корреспонденты "РГ" побывали на базе "Чегем" в Чегемском ущелье. Турбаз здесь две - "Чегем" и "Башиль". До недавнего времени дорога до них была почти непроходима. Но в этом году ее расчистили, и теперь до турбаз можно добраться на машине. Здесь можно найти все, что душа туриста пожелает - ягоды и грибы, целебный, бьющий из-под земли нарзан, "серебрянный" источник и удивительной красоты пейзажи.

Жители двух самых высокогорных балкарских сел - Булунгу и Эльтюбю, через которые проходит дорога к базам, до их пор бережно хранят советские открытки с видами и описанием достопримечательностей ущелья. И надеются, что туристы вернутся в эти места - и принесут работу и благополучие.

Глава администрации Верхне-Чегемского сельского поселения Ибрагим Кулиев рассказывает, что каждая из баз принимала по 450 человек. Работали там преимущественно местные жители - кто на пищеблоке, кто обслуживающим персоналом. Была целая "армия" профессиональных инструкторов по горному туризму, селяне обеспечивали турбазы продуктами, реализовывали товары народного промысла. Кулиев вспоминает, что когда был еще мальчишкой, его мать с соседками рано утром вставали и пешком 15 километров шли на базы со своими вязанными изделиями - свитерами, шалями. И это было очень неплохим подспорьем для семейного бюджета.

- Сейчас возрождение турбаз дало бы нашим селам хороший стимул, - говорит Кулиев. - Особенно для молодежи, которая могла бы рассчитывать и на рабочие места, и на открытие собственного малого бизнеса.

Население здесь в основном занимается скотоводством и овцеводством. Но продукты - экологически чистое мясо, молоко, сыр - некуда реализовывать.

- Это очень большая проблема для каждой семьи, - сетует Кулиев - Удача, когда через родственников или знакомых удается реализовать мясо. Поэтому если турбазы заработают - это будет большая помощь населению, ведь люди здесь живут в основном за счет подсобного хозяйства.

Вот и получается, что у молодежи перспектив особо никаких нет. Мясо селянам удается продать в по 150-160 рублей - ниже себестоимости. Поэтому на возрождение турбаз все очень рассчитывают и уже мечтают о том, что если будет постоянный заказ, можно будет увеличивать поголовье, как-то планировать свою жизнь.

- Как только пастухи узнали, что на базе могут появиться люди, у меня образовалась очередь с предложениями поставлять мясомолочную продукцию, - рассказывает директор турбазы "Чегем" Алик Теппеев.

Лучше гор могут быть только горы

Теппев начинал свою карьеру с инструктора на этой базе еще в далеких семидесятых и бьется над ее восстановлением уже третий год. 38 советских щитовых домиков и такой же старый двухэтажный каменный корпус на 112 мест нуждаются в капитальной реконструкции. Но территория базы ухожена, электричество дает дизель-генератор, оборудован пищеблок и столовая на 300 мест. В домиках - новые кровати, сами домики, насколько это возможно, отремонтированы. Гостей пока немного - всего несколько человек. В их числе старые "поклонники", которые ездят сюда уже более 30 лет. "Я давно влюбился в эти места и каждый год приезжаю сюда минимум, на месяц",- рассказывает Анатолий из Москвы. Еще один постоянный гость - человек творческий, черпает здесь вдохновение, любуясь на красоту гор и живет в полном одиночестве в палатке неподалеку от турбазы.

По словам Теппеева, на полную реконструкцию базы нужно порядка 15-20 миллионов. Еще неплохо было бы сюда протянуть газ и электричество. Но вполне возможно, что вопрос энергообеспечения можно будет решить с помощью солнечных батарей - эта идея тоже прорабатывается.

- Мы уже сейчас можем принимать в летний период туристов.- говорит Теппеев. -Здесь один из красивейших уголков Северного Кавказа. Это туристический лагерь, но можно сделать и оздоровительный лагерь для детей. Сейчас я уже могу разместить более 250 человек.

Не хуже, чем в советские времена

Вопрос реанимации турбаз и альплагерей очень актуален, считает председатель Государственного комитета КБР по курортам и туризму Сергей Шагин. Их состояние, конечно, требует капитальных вложений - но отнюдь не многомиллионных. В рамках госпрограммы "Развитие культуры и туризма" на 2013-2020 годы в КБР разрабатываются проекты частно-государственного партнерства и предприниматели смогут получить турбазы и альплагеря в аренду, а инженерные коммуникации и дороги обеспечит республика.

- На начальном этапе надо восстановить инфраструктуру и привлечь людей, - говорит Шагин. - Например, старшее поколение, которое помнит эти турбазы еще по советским временам, а оно "подтянет" за собой молодежь. Также для приоритетного развития этих объектов можно ввести безналоговый режим на 3-5 лет. Задача - к 2020 году привлечь на высокогорье 1 миллион туристов. Стоит особо подчеркнуть, что в этих местах совершенно безопасно - за все те годы, когда в республике было неспокойно, на этих территориях не было ни одного инцидента.

Развитие туриндустрии республики на базе частно-государственного партнерства может дать серьезный экономический эффект достаточно быстро, считают эксперты. Не нужно ничего строить с нуля, проекты не требуют чрезмерных финансовых вливаний, но отдача, при грамотном маркетинге, может быть высокой. Например, в этом году КБР приняла участие в конкурсе, который проводил Ростуризм и заняла третье место с туристическим проектом "Зарагиж". Проект включает развитие автомобильного и пешеходного туризма на знаменитых Голубых озерах, посещение горячих термальных источников в селе Аушигер, рыбалку и охоту в селе Зарагиж и посещение знаменитого "Города мертвых" - старинных склепов в Верхней Балкарии. Став одним из лучших проектов конкурса, "Зарагиж" попал в реестр инвестиционных проектов субъектов РФ, включенных в перечень мероприятий ФЦП "Развитие внутреннего и въездного туризма на 1011-2018 гг ". Стоимость проекта - более 2,5 млрд.рублей. Из них 70 процентов - это инвестиции, 25 процентов (порядка 600 миллионов), будут выделены из федерального бюджета и 5 процентов (180 миллионов) из республиканского.

- Сейчас, когда в республике практически на сто процентов решены вопросы безопасности, туристы начали возвращаться, - констатирует Шагин. - За шесть месяцев этого года только в пансионатах и санаториях побывало более 50 тысяч человек. В горнолыжный сезон на Эльбрусе с декабря по март было продано 117 тысяч ски-пассов только на Большой Азау. Сейчас каждые выходные на Голубые озера приезжают от 600 до 1200 человек, примерно столько же - на Чегемские водопады.Я думаю, что к концу этого года мы достигнем уровня посещаемости не хуже, чем в советские времена...

Мнение

Председатель Совета Федерации Валентина Матвиенко:

- Кабардино-Балкария обладает уникальным потенциалом в области развития туризма и санаторно-курортного обслуживания. Этот потенциал нужно поставить на службу людям, в том числе за счет наращивания налоговой базы, развития малого и среднего бизнеса.

Кстати

Судьбой еще одной знаменитой в советские времена турбазы "Долина нарзанов" недавно заинтересовался врио главы КБР Юрий Коков. Когда-то здесь отдыхало до 300 детей, а сейчас - запустение. Уникальное здание 1936 года, похожее на сказочный замок - все в трещинах и заросло травой. Спальный корпус и столовая не подлежат эксплуатации. Осмотрев турбазу, Коков дал поручение найти возможности для восстановления здания, сохранив его архитектурный облик, и создать условия для комфортного отдыха.