издается с 1879Купить журнал

Ученые: Нападение на Распутина было спланировано

31 июля 2014

Незадолго до вступления России в Первую мировую войну на Григория Распутина возле его дома в Покровском напала с ножом Хиония Гусева. Из тюменской горбольницы раненый старец отправлял царю отчаянные телеграммы, умоляя не ввязываться в роковую бойню. Ход исторических событий исследовали тюменские ученые.

Нападение Хионии Гусевой на Григория Распутина. Кадр из фильма "Григорий Распутин" (1917 год)

Нападение Хионии Гусевой на Григория Распутина. Кадр из фильма "Григорий Распутин" (1917 год)

Давние исследователи жизни сибирского старца, основатели музея Распутина в его родном селе Покровское супруги Марина и Владимир Смирновы пришли к выводу: это была не вспышка безумия невменяемой женщины, не месть за "поруганную честь", а спланированное преступление. Судя по всему, кто-то ее руками хотел устранить или на время нейтрализовать сторонника мира, еще в 1912 году убедившего Николая II свернуть начавшуюся было массовую мобилизацию.

Замысел удался: из больницы, за тысячи верст от столицы, события было уже невозможно остановить.

Царь не прислушался

Не очередная ли конспирологическая версия?  Такой вопрос пришел в голову, когда узнал о вашей трактовке мотивов покушения на Распутина. Ведь велось дотошное расследование, его ход контролировали высшие полицейские и прокурорские чины, за ним пристально наблюдали репортеры столичных изданий. Наконец - царская чета.

Марина Смирнова: Мы не претендуем на истину в последней инстанции. Нет, разумеется, и тяги к созданию дутой сенсации. Но изучение, осмысление архивных документов, известных и забытых исторических фактов, поиск причинно-следственных связей дает достаточные основания взглянуть на покушение в непривычном для всех ракурсе. Важно выяснить, насколько самостоятельно действовала Гусева. Если она была легковнушаема и безрассудна, то как ее обрабатывали психологически, чтобы не возникло подозрений об истинных мотивах нападения, о стоящих за ним лицах из окружения императорской семьи.

Напомню, что десять лет назад документалисты BBC в своем расследовании обстоятельств убийства Распутина привели убедительные факты о решающей роли в заговоре разведки Великобритании. Имена убийц, представителей высшего света России, всему миру известны. Оказывается, по мысли автора расследования, они были пусть добровольными, да исполнителями. Так называемый контрольный выстрел произвел британский офицер, друг Феликса Юсупова, Освальд Рейнер. Он же руководил процессом. Англия, военный союзник России, опасалась, что старец, пользуясь своим влиянием на императрицу, подтолкнет к заключению сепаратного мира с Германией.

Тут, очевидно, стоит подчеркнуть, что позиция Григория Распутина о недопустимости войны всегда была неизменной.

Марина Смирнова: Да. Нравится это кому-то или нет, но Распутин двумя годами ранее действительно сумел убедить Николая II не поднимать меч. Свидетельством чему - мемуары трех царских министров, включая премьера Сергея Витте. Он пишет: "В 1912 году, когда Россия в первый раз готова была вмешаться в балканский конфликт, Распутин на коленях умолял государя не делать этого. Мужик указал все гибельные для России результаты европейского пожара и стрелки истории повернулись по-другому. Война была предотвращена".

"Само собой разумеется, он был не один против войны…", - добавляет политик.

"Зачем же желать зла себе и своим? - вопрошал Распутин. - Достоинство свое национальное соблюдать нам надо, конечно, но оружием бряцать не пристало".

В материалах следствия есть показания Матрены, дочери Распутина, находившейся рядом с ним в больничной палате: "Государь присылал ему много телеграмм, прося у него совета. Отец всемерно советовал "крепиться" и войны не объявлять".

Григорий Распутин, раненый Хионией Гусевой, на больничной койке в Тюмени. 1914 год.

Любопытная цитата из донесения столичного полицейского: "20 июля [1915 г.] … во время прогулки Распутин разговорился относительно войны: "Прошлый год, когда я лежал в больнице и слышно было, что скоро будет война, я просил государя не воевать и по этому случаю переслал ему штук 20 телеграмм, из коих одну послал очень серьезную, за которую, якобы, хотели меня предать суду. Доложили об этом государю, и он ответил, что "наши домашние дела и суду не подлежат". Из другого подобного донесения: "В середине 1916 года мне довелось услышать его слова: "Если бы та потаскушка не пырнула меня ножом, никакой войны не было бы и в помине. Я бы не допустил этого".

Хиония

Так какую цель преследовала Хиония? Не так давно судмедэксперт, профессор из Питера, ссылаясь на обнаруженную в Государственном историческом архиве историю стационарного лечения Распутина, заключил: "Само направление раны - сверху вниз и по направлению к лобковой области - может свидетельствовать о том, что нападавшая Гусева не столько хотела убить, сколько, возможно, повредить половые органы. Когда бьют ножом, чтобы лишить человека жизни, то метят намного выше".

В музее Распутина есть точная копия ножа-кинжала, которым была вооружена Гусева. Длина лезвия - 36,5 сантиметра, имеется желобок для стока крови. Такой берут в руки, чтобы наверняка лишить жизни, а не оскопить. На направление и силу удара могли повлиять ряд обстоятельств. Допустим, замешкалась слегка женщина, переволновалась…. Она же не профессиональный киллер. Главное - в другом: когда Григорий Ефимович выдернул нож, побежал прочь, прикрывая рану ладонями, Гусева подобрала кинжал и побежала вслед. И вонзила бы его, не схвати Распутин по пути палку для защиты и не воспользуйся ею. Сам он ничуть не сомневался в том, что незнакомая ему молодая женщина, которую он принял за просящую подаяние, преследовала цель убить его, коли догоняла.

- Если следовать протоколу допроса, дело обстояло так. Распутин собрался на почту для отправки телеграммы. Когда вышел из ворот своего дома, к нему подошла бедно одетая женщина, попросила милостыню. "Не надо кланяться", - сказал  Распутин и полез в карман за деньгами. В этот момент злодейка выхватила из-под шали нож, - рассказывает исследовательница.

После происшествия местный исправник обошел дома сельчан, чтобы выяснить, нет ли подозрительных лиц. К таковым полиция отнесла сотрудника "Петербургского вестника" Вениамина Дувидзона. Что он тут делает? По указанию из столицы его отпустили, даже не допросив. Само собой, он первым сообщил новость о покушении. Мало того, в этой газете напечатано "горячее" интервью с Гусевой. Она, "истерически рыдая", якобы заявила о своем давнем желании положить конец злу и обману, который навел Распутин на Россию под личиной пророка. "Я - простая христианка, но больше не могла выносить поругание церкви. Я неизлечимо больна. Жизнь моя мне недорога…", - передает признательную речь отчаявшейся женщины Дувидзон. Полиция справедливо называет интервью фальшивкой: после ареста с Гусевой никто из журналистов не мог с ней общаться, так как посторонних не допускали. А корреспондентов, кстати, приехала уйма - только из столичных изданий четверо.

Хиония Гусева в Тюменской тюрьме.

Суд признал Гусеву душевнобольной, отправил на принудительное лечение в Томск. В лечебнице, по наблюдениям врачей, она была жизнерадостна, прекрасно осознавала, что совершила, гордилась этим. Здесь комиссия психиатров признала, что у нее психопатическая наследственность с чертами истерического характера, однако, констатировали медики, она была и остается душевно здоровой. Вменяемой, отдававшей отчет своим действиям - как сегодня бы сформулировали судмедэксперты. В марте 1917 года министр юстиции Временного правительства Керенский лично распорядился освободить преступницу из психиатрической больницы.

- Кто такая Хиония? До покушения никому неизвестная мещанка Сызранской губернии. Член секты иеромонаха Илиодора (Труфанова) "Новая Галилея". Когда-то он ходил в близких товарищах Григория, затем возненавидел его и всячески порочил. Нити покушения тянулись к Илиодору, - подчеркивает Марина Смирнова.

Илиодор

- Одиозная личность. Кровью написал письмо Синоду об отречении от православия. Объявил себя Новым Христом. Требовал от паствы обращаться к себе "Ваше императорское величество". По окончании собраний вывешивал портрет Льва Толстого, чтобы все по очереди плевали в изображение писателя. Ему беспрекословно подчинялись, - характеризует иеромонаха собеседница "Родины".

В ответ на вопрос о самостоятельности Илиодора, она называет имя другого человека - Владимира Джунковского, московского губернатора и главу тайной полиции, командира отдельного корпуса жандармов.

В 1911 году московская газета "Копейка" информировала: "Вчера иеромонах Илиодор был у губернатора В.Ф. Джунковского и имел с ним продолжительную беседу, о содержании и результатах которой пока никому ничего не известно". И это была не единственная встреча. Что объединяло сектанта и одного из ближайших к царю сановников? Мягко выражаясь, неприязнь к Распутину. Генерал-майор фабриковал дела против "авантюриста и проходимца", пытался настроить Николая II против сибирского мужика. После чего Джунковского сместили с должности и отправили на фронт.

-  Показательно, что после начала следствия Илиодор сбежал в Норвегию. Через год товарищ прокурора Тобольска выносит постановление о прекращении уголовного преследования Труфанова, обвиненного в подстрекательстве к убийству. Вернувшись Россию, уже советскую, одно время "Новый Христос" служил в ЧК. Один из его сыновей был сотрудником НКВД.  Однажды внук Илиодора - Сергей Труфанов, полковник одной из спецслужб, посетил наш музей, - рассказывает его директор.

Чтобы расставить точки над "I", супруги Смирновы ищут почти неизвестную рукопись Николая Батюшина, генерал-майора Генштаба русской армии. Его книгу "Тайная военная разведка и борьба с ней" спецслужбы мира долго использовали в качестве учебного пособия. Рукопись называется "Контрразведка против Распутина". Последний раз автор упоминал о ней в 1932 году в своем частном письме…

Зеркало и стул из дома Григория Распутина. Согласно легенде, этот стул Григорий заколдовал и любой, кто на него присядет, станет моложе и здоровее. 1998 год. Фото: Алексей Щукин / ТАСС)

В 2014 году в Тюмени на территории больницы на улице Даудельной, где в 1914 году 42 дня находился тяжелораненый Григорий Распутин, открыт посвященный ему памятник. Композиция представляет собой изваяние старца в полный рост, опирающегося на венский стул. Автор - тюменский скульптор Владимир Золотухин. Для работы над памятником он использовал архивные фотографии.