Александр Секацкий, философ, писатель
На родного брата российской экономики - импорт - я смотрю с точки зрения нынешних и, может быть, предстоящих ограничений со стороны наших ведущих экономических партнеров. Еще толком ничего не произошло, а народ уже начал пугаться пустых прилавков. Что ж, страх наших людей перед возможными импортными лишениями беспочвенен как минимум по двум причинам.
Во-первых, мы пережили страшный постсоветский период. Времена величайших унижений. Хуже этих лет трудно что-либо придумать. Правда, как это часто бывает, нет худа без добра. Прошедший по России ледяной ад 90-х, если вспомнить, был абсолютно импортным, и не только с точки зрения потребления. Многие в мире помогали бедной России-матушке. Кто-то присылал гуманитарную помощь, а иные строили (пусть даже исключительно из своих меркантильных побуждений) заводы по производству шоколадных батончиков и йогуртов. По иронии судьбы, именно эти страшные годы привлекли в Россию огромное количество инвестиций.
А теперь волна за волной вводятся экономические ограничения со всеми вытекающими. Они никогда не сравнятся с недавно пережитыми глубочайшим унижением и величайшей нищетой. Это означает, что обслуживание собственного суверенитета выгодно и окупаемо. Тем более неэффективное замещение импорта прогнозируют в основном люди, мыслящие категорией "холодной войны". Но мир изменился, и сегодня Россия за занавесом мало кому выгодна.
Во-вторых, к слову, о замещении импорта, о котором рассказывает "РГ" на 1-й и 2-й полосах, мы стали богаче. И это, надо полагать, точка невозврата. У нас давно стоят заводы, производящие иномарки в космическом масштабе. Мне трудно представить, сколько коней купает в шампанском та или иная компания, когда выходит на российский рынок. У нас есть все, и это все уже давно не импортное. Имеется возможность приобрести иномарку, сделанную в Питере; можно пить иностранные вина ярославского производства; на любом рынке (и даже в любом ТЦ) мы можем примерить итальянскую обувь, сшитую из кожи российских телят. Единственное, чего нам не хватает, - это лекарств, нормальной одежды и молока. Но подозреваю, что эти вопросы мы сможем решить. С молоком точно все будет в порядке (с сельским хозяйством в России никогда не было проблем). С одеждой худо-бедно справимся, а вот лекарства - это действительно проблема.
Впрочем, все вышеизложенное меркнет перед элементарной мыслью. Все ограничения, направленные на ухудшение экономики той или иной страны, это налог на суверенитет. Современная самостоятельная держава не может обойтись без ограничений. Это плата за свободу проводить собственную политику.