Турнир получился немассовым - прибыть на него смогли далеко не все желающие. Как уточнил председатель Калининградской областной организации Всероссийского общества слепых (ВОС) и Федерации спорта слепых в регионе Анатолий Башкин, к сожалению, вмешалась политика, и на состязания из стран ближнего зарубежья приехала только команда Латвии.
Россию представили две сборные (по три человека в каждой) из Калининграда и одна - из Твери. Хотя этот вид спорта сегодня культивируется в 60 регионах РФ, не у всех теннисистов были оформлены заграничные паспорта для поездки в российский эксклав.
- Но класс лично-командных соревнований оказался высоким, среди спортсменов не было любителей - только профессионалы, - рассказал Анатолий Башкин. - Игроки, ориентируясь исключительно на слух, просто мастерски владеют ракетками! И это при том, что адаптивная разновидность настольного тенниса у нас в стране развивается сравнительно недавно, с 2010 года.
В личном первенстве обладателями кубка стали Владислав Лапченко из Латвии и Елена Писарева из Твери, а в командном - калининградцы.
А первыми начали осваивать пинг-понг для незрячих в Калининграде. Анатолий Башкин в 2009 году на соревнованиях по шахматам и шашкам среди слепых в Шауляе (Литва) увидел необычные состязания ребят: с повязками на глазах они ловко гоняли деревянными ракетками шарик за теннисными столами с 14-сантиметровыми бортами и лузами, расположенными, как на хоккейном поле, перед игроками.
Вместо сетки - доска. Шарик, точнее увесистый и звонкий, как погремушка, мячик, над ней не пролетал, а нацелено катился в "ворота". Бьет жесткий мячик больно, поэтому в экипировку спортсмена входит защитная перчатка, пояснили литовцы калининградскому коллеге, а повязки на глазах для того, чтобы уравнять в правах слепых и слабовидящих спортсменов. И еще: болельщикам запрещено шуметь, встречи проводятся в полной тишине.
Первый профессиональный стол, установленный в калининградской школе-интернате для людей с нарушением зрения, был изготовлен по чертежам на спонсорские деньги, в секцию записались свыше десятка инвалидов. А вскоре состоялась товарищеская встреча с литовскими спортсменами.
Как член совета центрального управления ВОС Анатолий Башкин стал пропагандистом и популяризатором этой игры в России и первым в 2011 году завоевал чемпионский титул на первенстве страны, в котором приняли участие шесть регионов. А на Всероссийских соревнованиях в 2012 году в Москве и в 2013-м в Курске победу одержал подопечный Башкина Артур Самойлов.
Сегодня в Калининграде для занятий настольным теннисом имеется уже три стола, два закуплены на бюджетные средства. Секцию посещает около двух десятков человек от 22 лет и старше. Не случайно на турнире в Янтарном крае на пьедестале оказались обе калининградские команды, занявшие первое и третье призовые места, второе досталось команде из Твери. А в личном первенстве обладателями кубка стали Владислав Лапченко из Латвии и Елена Писарева из Твери. Второе и третье места среди мужчин разделили калининградцы Сергей Кислицкий и Артур Самойлов. Среди женщин - рижанка Ирина Григорьева и калининградка Людмила Джура.
- У теннисистов из Латвии, которые регулярно участвуют в чемпионатах Европы, больше опыта. Из россиян первой два года назад начала выезжать на международные турниры калининградская команда, отсюда ее лидерские позиции. И в целом по стране этот вид спорта прогрессирует, - сказал, подводя итоги, главный судья соревнований, руководитель культурно-спортивного реабилитационного комплекса ВОС Москвы, ведущий специалист по техническим видам спорта Сергей Колесов. - Он включен в реестр спортивных игр России для слепых. Следующий шаг - сделать теннис для незрячих паралимпийским видом спорта.
Справка "РГ"
Настольный теннис для слепых зародился в Канаде в 50-х годах прошлого века и получил распространение в Европе, где проводятся чемпионаты и турниры. Однако правила для игры незрячих были выработаны Международной ассоциацией слепых IBSA и утверждены в 2009 году в Праге (Чехия). В марте 2015 года под эгидой Министерства спорта РФ пройдут отборочные соревнования на Всемирные игры слепых в Сеуле (Южная Корея).