Всего 14 сентября предстоит избрать глав 30 регионов. В 14 субъектах Федерации будет "разыграно" 680 депутатских мандатов. Выборы разного уровня - от губернаторских до муниципальных - пройдут в 84 субъектах Федерации из 85. По масштабам мы имеем дело фактически с федеральной избирательной кампанией, состоящей из региональных компонентов.
Что касается губернаторских выборов, то, скорей всего, победа на них будет обеспечена действующим и.о. Они все без исключения имеют хорошие стартовые позиции перед началом агитационной кампании. Рейтинг всех соискателей - не менее 50%. Более того, кандидаты показывают положительную динамику роста своих рейтингов. Власть заранее об этом позаботилась. Там, где были слабые претенденты на должность глав регионов, они были заменены (Орловская и Курганская области). Ряд глав регионов был отправлен в отставку по антикоррупционным мотивам (Волгоградская и Новосибирская области). В свою очередь, популярные и пользующиеся поддержкой губернаторы были переназначены. Как говорят различные источники, на этих выборах нет и не было задачи моделировать кризисные ситуации - выдвигать в губернаторы человека с низким рейтингом, а потом показательно у него выигрывать. Есть задача другого плана - провести все избирательные кампании открыто, легитимно и конкурентно. А заодно стимулировать политические партии к участию в выборах всех уровней, в том числе и муниципальном. Сейчас из 79 зарегистрированных в минюсте партий 69 имеют право участвовать в выборах. Все парламентские партии и многие непарламентские в той или иной мере участвуют в избирательной кампании.
Означает ли это, что выборы будут неинтересными и с заведомо предсказуемым результатом? Вовсе нет. Во-первых, в избирательных комиссиях разного уровня предостерегают от такого восприятия кампании. По опыту прошлого года известно, что после подсчета голосов возможны сюрпризы. Во-вторых, все зависит от самих соискателей губернаторских кресел и депутатских мандатов, от того, насколько они готовы соревноваться за голоса избирателей, предлагая им в первую очередь свою региональную повестку, а не общенациональные лозунги.
Кроме того, действует правило: важна не только победа, но и участие. Те, кто давно в политике, знают: даже если тебе не достанется губернаторское кресло, то это не означает, что борьба за него была напрасной. Если кандидат на губернаторских выборах получил, скажем, больше 15% и занял второе место, то ему открывается путь к борьбе за мандат депутата-одномандатника в Госдуму. Такая степень поддержки может легко привести его на должность в заксобрание или руководителя муниципалитета.
Основным препятствием к выдвижению кандидатов в губернаторы стал муниципальный фильтр. Именно этот фильтр стал главным "раздражителем" для кандидатов-неудачников. Однако этот институт будет сохранен, поскольку стимулирует партии к участию именно в муниципальных выборах, к формированию местной повестки дня.