Всем лучшим, что добивался в музыке хмурый, долговязый блюзмен Джек Уайт, он обязан женщинам. В начале карьеры - благодаря коллеге по группе White Stripes симпатичной барабанщице Мег Уайт, добавившей их дуэту самоотверженности и холодного отчаяния. Затем - теперь уже бывшей жене Карен Элсон, сложные отношения с которой помогли ему создать мрачновато-трагичный и тем чарующий проект Dead Weather. Вот и нынешний альбом Джек записывал: с одной стороны, на душевном изломе, переживая семейный кризис, с другой - пригласив в студию женскую группу Peacocks и мужскую Buzzards, работающие с ним на гастролях.
Диск Lazaretto получился наиболее эмоциональным и причудливо аранжированным за все творчество Джека Уайта. Здесь есть драматичные девичьи бэк-вокалы, добавляющие трекам глубины и неприкаянности, есть надсадные гитарные соло, плачущие скрипки и хлесткие, драматично-тревожные стакатто на электрооргане. В прошлом остались экспрессия и лаконизм, да и непредсказуемая чехарда стилей (от кантри до панка и гаражного рока), присущие ранним альбомам Джека Уайта (некоторые треки в них казались спонтанными "репетициями оркестра). Теперь их сменили масштабная красота да могучесть аранжировок и мелодий. Кажется, что этим диском известный музыкант постарался ответить скептикам, обвинявшим его творчество десятых годов в недостаточной выдумке и изобретательности.
11 песен альбома Lazaretto - захватывающее слушание еще и потому, что хмурый Джек Уайт (обычно предпочитающий все выдумывать один) на этот раз привлек к работе одновременно с десяток музыкантов. А верховодила в студии его женская группа Peacocks - девушки добавляли привычно отчаянным и резким, аскетическим риффам Джека Уайта нежные и пылкие эмоции, горячность спонтанных настроений и ажурную мелодичность в проигрышах. Увлеченный мэтр еще полтора года колдовал над записью, добавляя полутона, соло, партии дополнительных инструментов. Благо давно коллекционирует винтажные гитары, барабаны и студийное оборудование. И постепенно на Lazaretto появились маракасы, African drum, гаерское фортепиано...
Начинается диск с горделивого и по бойцовски-задиристого ритм-энд-блюза Three Women. Следующий номер - Lazaretto - не избежал влияния фанка и ранних Led Zeppelin. Temporary Ground - уже акустическая кантри-баллада, спетая дуэтом с очаровательной и внешне кажущейся Альтер-эго самого Джека Уайта скрипачкой и вокалисткой Лили-Мэй Рише (а в треке I Think I Found The Culprit она сыграет уже и на мандолине) А в That Black Bat Licorice причудливо замешаны веяния ориентальной музыки и шумная сумбурность восточного базара, оттеняемые умиротворенными звуками скрипки и громовой поступью баса и ударных.
Сам титулованный блюзмен и обладатель Grammy так объяснил стилевую привольность альбома: "Я не выбирал стиль, до того как начать сочинять песню. Я просто писал то, что я чувствовал внутри себя, а стиль приходил уже позже... Сочинил массу мелодий, но сразу их не записывал, а продолжал играть и импровизировать. Это помогало отфильтровать лучшие темы: если какую-то я не мог запомнить и не хотел сыграть еще один раз, то значит - она того и не стоила!"
Но пока Уайт так непривычно долго записывал диск Lazaretto (с дебютным релизом White Stripes он справился всего за неделю!), его главные соперники по блюз-року Black Keys успели выпустить новый диск Turn Blue: психоделичный, блюзовый, меланхоличный, с цепкими мелодиями. И получили больше рекламных контрактов на мелодии-слоганы для крупных фирм. А заодно перебрались из Огайо тоже в провинциальный Нэшвилл (столицу американского кантри и кантри-рока). И Джек теперь сетует журналистам, что некоторые мелодии и идеи Black Key скопированы будто бы с его собственных. Дуэт соперников скептически улыбается: "Мы никогда не слышали группу White Stripes. Зачем нам это?" Поклонникам блюза от этого только интереснее - значит, борьба между талантливыми соперниками продолжится. И они выпустят еще немало ярких альбомов, стараясь доказать: кто сегодня оригинальнее в мире мирового блюза?!