Для обмена международным опытом и проникновения на рынки новых стран операторы связи открывают инновационные центры в удаленных регионах. По данным исследования J son & Partners Consulting, в прошлом году общий объем инвестиций в НИОКР операторов связи в мире превысил 29,2 млрд долл. Объем мирового рынка НИОКР, рассчитанный по финансовым показателям 1000 крупнейших инвесторов в исследования и разработку, в 2013 г. составил 635 млрд долл.
К числу компаний с наибольшими затратами на НИОКР относятся Volkswagen, Samsung, Roche и Intel. Но ни одна из телекоммуникационных компаний не попала в топ-20 крупнейших инвесторов в НИОКР.
Объем рынка телекоммуникаций в 2013 году в денежном выражении вырос на 5% и составил 2205 млрд долл. При этом рынок инвестиций в НИОКР практически не изменяется на протяжении последних трех лет - он составляет 1,4% от совокупного объема рынка телекоммуникаций. "Из-за экономического кризиса у компаний на российском рынке наблюдается уменьшение оборотных средств. С другой стороны, число пользователей у трех основных игроков телеком-рынка достигло предела. Любой руководитель в такой ситуации в первую очередь уменьшает расходы на то, что непосредственно не связано с технологическим процессом, то есть на так называемые второстепенные нужды - обучение и НИОКР. И телеком-компании здесь не исключение. Поэтому после насыщения абонентской базы (и, как следствие, снижения объема оборотных средств) "лишних" денег на инвестиции в НИОКР не стало", - объяснил директор Центра телекоммуникационных решений РДТЕХ Грант Арутюнов.
Другого мнения придерживается директор по работе с операторами связи компании КРОК Сергей Жучков: "Возможно, если сравнить не в абсолютных значениях, а в процентах от общего дохода, то телеком-компании окажутся далеко не на последнем месте. Например, Cisco тратит на НИОКР более 10% от общего дохода в год, это около 6 млрд долл. Примерно те же порядки затрат на разработку и исследования у Huawei".
"Нельзя сказать, что телекоммуникационные компании не спешат инвестировать в НИОКР. У большинства из них есть собственные R&D-центры. Параллельно с R&D телеком-компании довольно активно инвестируют в приобретение других бизнесов, которые позволяют предложить заказчикам дополнительные услуги поверх традиционных для телекома сервисов", - отметила директор по маркетинговым коммуникациям Orange Business Services в России и СНГ Дарья Абрамова.
Основными направлениями для НИОКР крупнейших телекоммуникационных операторов сейчас являются - LTE, облачные сервисы, M2M (межмашинное взаимодействие), e-health и энергосбережение. В развитие LTE инвестируют все рассмотренные в исследовании J son & Partners Consulting компании, в облачные сервисы - 6 из 10, а в M2M, e-health и энергосбережение - 4 из 10.
По мнению экспертов, одна из задач, стоящих перед телекомом сегодня, заключается в достижении дополнительных объемов доходов, и в то же время нужна оптимизация затрат на персонал. "Оптимальным продуктом для инвестиций в этом направлении может стать электронная коммерция (e-commerce), активно используемая во многих отраслях. Благодаря e-commerce у телеком-компаний оптимизируются расходы на персонал (постепенно вытесняются call-центры со штатом операторов, все услуги можно заказать самостоятельно) и увеличивается охват рынка пользователей услуг, - считает Грант Арутюнов. - Одним из активно инвестируемых ранее трендов телекома является модель TriplePlay, когда пользователям по одному кабелю ШПД предоставляется одновременно три сервиса - высокоскоростной доступ в Интернет, кабельное телевидение и телефонная связь. И здесь переход на систему e-commerce (или систему самообслуживания) дает одни только преимущества в оптимизации расходов телеком-компаний".
Телеком-компании работают над превращением элитарных услуг и решений в продукты широкого потребления. "Если раньше мобильный телефон весил около килограмма, а "миниатюрный" телевизор был размером с микроволновку, то сейчас и звонить, и смотреть телевизионные передачи, и фотографировать можно с одного устройства, которое умещается на ладони. В наши дни нельзя провести видеоконференцию с эффектом присутствия в сельской местности. Но пройдет лет пять-десять, и это будет возможно и доступно не только в корпоративном секторе, но и обычному пользователю вне зависимости от его социального положения, - убежден Сергей Жучков. - Другой пример - сегодня все активно говорят об Интернете вещей и носимых устройствах. Развитие этих направлений потребует удешевления инфраструктуры передачи данных, прорывов в области энергосбережения и увеличения срока жизни батарей, уменьшения нагрузки на инфраструктуру операторов и пр. Таким образом, основные игроки рынка так или иначе работают над повышением производительности и энергоэффективности решений, уменьшением размера компонентов микроэлектроники и удешевлением технологий".
Перед телеком-операторами сегодня стоит задача сокращения разрыва между расходами на строительство инфраструктуры и доходами от предоставления услуги передачи данных. "Одним из способов решения этой задачи являются системы оптимизации трафика и высвобождения ресурсов радиосети. Это хороший пример того, как технология из лаборатории перешла в коммерческое использование", - добавил Сергей Жучков.