Из восьмидесяти представительств Россотрудничества три находилось на Украине. В каком формате сегодня работают ваши сотрудники в условиях реальной гражданской войны в этой стране? Что стало с центром Россотрудничества в Симферополе?
Константин Косачев: Зарубежная сеть Россотрудничества действительно весьма разветвленная. Шире только у МИД России, ведь министерство представлено посольствами и консульскими учреждениями практически в каждой стране. Но по меркам и потребностям сегодняшнего дня количество российских центров науки и культуры за рубежом, очевидно, гораздо меньше того, что ожидают люди и что необходимо России. Например, сейчас мы по понятным причинам очень пристально изучаем ситуацию на Украине. Так вот, там действуют 15 представительств германского Института Гете, 11 отделений Французского института, 5 - Британского совета. Немного в другом, "университетском" формате работают на Украине американцы, но и у них тоже очень серьезное присутствие в этой стране. Представлены, разумеется, Польша, Чехия, другие страны Восточной и Центральной Европы. А также китайцы, которые везде работают очень активно. Еще три-четыре года назад где-то в мире новый центр Конфуция открывался раз в четыре дня! Сегодня по всему миру действуют около 800 его офисов и кабинетов.
На Украине до последнего времени действовали два российских центра науки и культуры - в Киеве и Симферополе, а также представительство в Одессе, работающее под эгидой российского Генконсульства. Центр в Симферополе был открыт в 2012 году. Разумеется, сейчас он завершил свою работу в связи с изменением статуса Крыма. Поэтому, строго говоря, у Россотрудничества остался только один полномасштабный центр, который находится в украинской столице. У нас есть решение президента России, которое принималось год назад в совершенно других условиях, об открытии на Украине еще одного центра - в Харькове. Понятно, что соответствующие практические действия всегда требуют согласия принимающей стороны, в данном случае украинских властей. И надо быть совсем наивными, чтобы рассчитывать на получение такого согласия в ближайшее время. Так что в принципе готовность нашей стороны по расширению своего культурного, образовательного, научного присутствия на Украине - стопроцентная. Но для танго еще нужно найти партнера.
Что касается нашей текущей работы в нынешних условиях, то российский центр в Киеве один раз уже подвергался атаке. Это было на пике событий на майдане, вскоре после свержения президента Януковича. К центру подошли люди, представившиеся активистами "Правового сектора". Для начала они угнали служебную машину представительства, которая стояла рядом с центром, а потом агрессивно пытались войти в здание и объявить его своей "штаб-квартирой". Нашим сотрудникам, честь им и хвала, удалось тогда отстоять здание, а в дальнейшем - не допустить повторения подобных инцидентов. Центр по-прежнему находится в нашем распоряжении и в рабочем состоянии.
Обязательно ли быть гражданином России, чтобы трудиться в центрах Россотрудничества?
Константин Косачев: Персонал российских центров науки и культуры делится на две категории. Это те, кто командирован из России, и сотрудники, нанятые на месте. Последние могут быть россиянами, но могут и не обладать российским гражданством или быть лицами без гражданства. В разгар событий на майдане мы часть наших людей временно отозвали в Москву, поскольку опасались за их безопасность. Надо учитывать принципиальное различие между российским центром науки и культуры и дипломатическим представительством России за рубежом. Чтобы зайти внутрь, не требуется ни документов, ни пропусков, ни предварительных договоренностей. Напротив, мы заинтересованы в том, чтобы к нам приходило как можно больше народа.
Но в кризисных ситуациях мы обязаны обеспечивать безопасность наших людей. Так вот, в Киев сейчас почти все наши сотрудники вернулись, и работа центра практически полностью восстановлена. И дело тут даже не столько в нашем желании, сколько в том, что нас об этом просили люди. Говорю вам об этом совершенно искренне. Интерес к России, к деятельности нашего центра на Украине не только не упал, но, напротив, возрос. Например, это касается кампании по набору абитуриентов для поступления в российские вузы. Она проходит и на Украине, из этой страны примерно 380 человек будут приняты на учебу в России, как и в предыдущие годы (раньше было больше, но теперь "крымская" квота переведена, разумеется, во внутрироссийскую категорию). И я могу сказать, что количество запросов от украинцев в этом году только увеличилось. Люди хотят ехать в Россию, получать российское образование, сохранять с нашей страной нормальные, добрые отношения. То же самое касается другой программы Россотрудничества - ознакомительных поездок в Россию для молодых перспективных лидеров из-за рубежа в возрасте от 25 до 35 лет. Это тысяча человек в год. Буквально неделю назад я встречался с одной из таких групп как раз с Украины. Там были представители и востока, и запада, и центральной части страны. Нет никаких проблем с тем, чтобы собрать людей, желающих поехать в Россию, увидеть нашу страну собственными глазами. Поэтому работа нашего центра в Киеве совершенно точно будет продолжаться до тех пор, пока это возможно, и надеюсь, что эта возможность сохранится.
Полную версию "Делового завтрака" читайте в одном из ближайших номеров "РГ".