Информация о добросовестности налогоплательщиков сегодня очень востребована. Налоговые органы могут попросить организацию подтвердить законопослушность партнера. При этом реально работающего механизма оценки добросовестности контрагента сейчас нет. Выработанный способ подтверждения добросовестности контрагента предполагает создание досье на каждую компанию, с которой подписывает договор организация. Для этого налогоплательщик запрашивает у контрагента его устав, выписку из Единого государственного реестра юридических лиц. Проведение такой работы считается достаточноым для проявления должной осмотрительности. Все это обеспечивает только безопасность компании от претензий налогового органа, но не гарантирует бизнесу реальной безопасности. Поэтому при существующих сегодня методах проверки контрагентов в этой сфере есть куда стремиться и совершенствоваться.
Сегодня есть несколько способов проверить контрагента на его законопослушность. На сайте ФНС есть сервис "Проверь себя и контрагента". Кроме того, много коммерческих сайтов предлагают проверку контрагентов на основе данных ЕГРЮЛ, реестров дисквалифицированных лиц, адресов массовой регистрации. "На мой взгляд, существующих способов сбора информации и сервисов налогового органа по проверке добросовестности контрагента вполне достаточно для установления реальности его деятельности - достаточно заглянуть в Интернет. В наше время редко какая действующая компания не продвигает там свои услуги, а на сайте ФНС открытой является информация о руководителе компании, участниках, месте нахождения, наличии лицензий, допусков СРО и т.д. Так что установить, добросовестный перед вами контрагент с точки зрения налоговых правоотношений или нет, становится все проще. При этом от недобросовестных действий даже самого реального контрагента компанию это в любом случае никак не убережет", - считает Ксения Збутевич, эксперт по организационному и налоговому проектированию, член Свердловского реготделения МОО "Палата налоговых консультантов".
По мнению экспертов, бюро налоговых историй может принести пользу, только если сможет предоставить более надежную информацию о благонадежности контрагента, чем существующие сервисы. Однако Александр Торшин не поделился подробностями своей идеи, поэтому о содержании будущего бюро налоговых историй судить нельзя. При этом эксперты смело делятся своими мыслями, каким образом бюро может навредить бизнесу. "Все зависит от того, какие данные планируется вносить в реестр. Если это данные о размерах уплачиваемых налогов, то эта информация относится к налоговой тайне, и полагаю, ни одна компания не хотела бы выставлять ее на всеобщее обозрение. В этом случае появляется больше рисков для утраты бизнеса, чем для обеспечения подтверждения его реальности и добросовестности. Так, информация о большом размере уплачиваемого налога на имущество дает основания полагать, что у компании есть в наличии дорогостоящие активы. Это делает организацию привлекательной не столько для клиентов, сколько для рейдеров", - говорит Ксения Збутевич.
Кроме того, до сих пор в законодательстве не существует критерия "фирмы-однодневки" или "недобросовестного" налогоплательщика. Это увеличивает шансы работающей организации оказаться в "черном" списке. "В настоящее время не определены критерии "недобросовестных" налогоплательщиков, поэтому не понятно, что будет, если реально работающее общество со штатом сотрудников и складом товара попадет в такой реестр по ошибке. Так, например, налоговый орган может посчитать, что общество имеет так называемый "массовый адрес регистрации", так как по тому же адресу зарегистрировано большое количество фирм, а на самом деле речь идет о крупном бизнес-центре", - говорит Игорь Шиков, руководитель налоговой практики АБ "Егоров, Пугинский, Афанасьев и партнеры". Впрочем, возможна и обратная ситуация, когда, с точки зрения налоговых органов, добросовестная компания на деле оказывается "однодневкой". "Сейчас законом установлена презумпция публичной достоверности записей в ЕГРЮЛ, но в налоговых отношениях она неэффективна: в реестре делается запись о юрлице с гендиректором Х и офисом по адресу Z, а на деле ни гендиректора, ни реального офиса нет", - поясняет Шиков.
Создание четких критериев "фирм-однодневок" помогло бы выделять эти компании из общей массы налогоплательщиков. Существующие сервисы используют для этих целей признаки недобросовестности, которые вовсе не гарантируют, что подходящая под них компания является "однодневкой". Если в процессе создания бюро не будет предложено нового подхода к выявлению "однодневок", проект вряд ли окажется успешным.