Новости

05.08.2014 00:46
Рубрика: Экономика

Казенный счет

Меньше всего бизнес пострадает от увеличения НДС
Федеральный и региональные бюджеты испытывают недостаток средств. Правительство РФ обсуждает сразу несколько вариантов увеличения доходов казны. Среди них повышение ставок НДС и НДФЛ, введение дополнительного налога с продаж, увеличение страховых взносов. Какой из способов даст максимальный результат и при этом меньше всего отразится на экономике страны и бизнесе?

Специалисты Центра макроэкономических исследований (ЦМИ) Сбербанка России провели исследование и попытались проанализировать результаты от принятия различных налоговых решений. Итоги этой работы содержатся в отчете "Повышение налогов: сравнение альтернатив". К примеру, в основных направлениях бюджетной политики на 2015-2017 гг. значится введение налога с продаж с 2015 г. со ставкой 3%. По расчетам минфина, дополнительные налоговые поступления от введения такого налога составят 200 млрд руб. в год. Последствием введения налога, по мнению специалистов ЦМИ Сбербанка, станет повышение розничных цен на величину налога. Однако при освобождении некоторых товаров и услуг (базовые продовольственные товары, услуги ЖКХ и т.д.) от уплаты налога можно снизить инфляционные последствия. "Мы оцениваем максимальный одномоментный скачок общего уровня цен в 2,1%", - говорится в отчете. Повышение цен может быть ниже, если часть налога будет оплачена из маржи продавцов. Но даже в этом случае объем розничных продаж снизится на 1%, что снизит ВВП на 0,5 пп. Эксперты отмечают еще несколько недостатков введения этого налога. "Собираемость этого налога отличается катастрофической диспропорциональностью. В начале 2000-х годов, когда этот налог применялся, более половины всех поступлений по нему аккумулировалось только в трех субъектах России - Москве, Московской области и Санкт-Петербурге", - считает Егор Батанов, партнер юридической компании "Некторов, Савельев и партнеры".

Идея повышения ставки налога на прибыль выглядит перспективно. Текущая ставка налога составляет 20%. Налог в 2013 г. принес консолидированному бюджету РФ 8,6% доходов (2,1 трлн руб.). Возвращение ставки к докризисному уровню (24%) может обеспечить около 380 млрд руб. дополнительных налоговых доходов. Это не решит проблему дефицита региональных бюджетов полностью, но значительно снизит ее остроту. Так в 2013 г. из общего числа регионов только шесть (Карачаево-Черкесская Республика, Чеченская Республика, Камчатский край, Московская область, Санкт-Петербург, Республика Алтай) свели бюджет с профицитом. По расчетам ЦМИ Сбербанка, дополнительные поступления от налога на прибыль потенциально помогут сделать бюджеты еще 6 регионов профицитными. К этим регионам относятся Курская и Сахалинская области, г. Москва, Республика Татарстан, Бурятия и Алтайский край.

Однако следует учесть, что нагрузка от повышения налога ляжет на бизнес. "Прежде всего от повышения налога пострадает маржа производителей", - говорится в отчете Сбербанка. Кроме того, это приведет к повышению цен на товары. Для экономики в целом негативный эффект связан со снижением величины частных инвестиций. Так, в исследовании налоговых режимов 50 развивающихся стран в период 1996-2007 гг. негативный эффект от повышения ставки налога на прибыль на 1 пп. оценивается в снижении величины частных инвестиций на 2,9%.

Обсуждается также повышение ставки страховых взносов с высоких зарплат. Сейчас работодатель отчисляет в ФОМС 5,1% от зарплаты сотрудника, не превышающей 624 тыс. руб. в год (52 тыс. руб. в месяц). С зарплат свыше 624 тыс. руб. в год страховой взнос взимается по ставке 10% и полностью направляется в Пенсионный фонд. Отчисления в ФОМС не взимаются. Минфин предлагает отчислять 5,1% в ФОМС со всего объема фонда оплаты труда. Таким образом, нагрузка на работодателей, имеющих только низкооплачиваемых работников, не вырастет. Остальные будут платить не 10, а 15,1% с зарплат свыше 52 тыс. руб. в месяц. Такая мера принесет примерно 200 млрд руб. дополнительных поступлений в ФОМС. Однако под угрозой оказываются планы властей по созданию большого количества высокопроизводительных рабочих мест. Так как увеличение взносов с высоких зарплат повышает нагрузку тех компаний, которые задействуют высокопрофессиональный квалифицированный персонал. Кроме того, не исключено перераспределение заработных плат внутри организации в целях минимизации платежей.

Самым опасным для экономики страны эксперты считают рост НДФЛ. Это может привести к увеличению рынка "серых" зарплат более чем в два раза. Если в этом году, по данным Росстата, в России доля работающих "в тени" составляет 19% от общего числа занятых в экономике людей, то в 2018 году этот показатель может достигнуть 40% . "По статистике, в прошлом году после прекращения действия налоговых льгот по социальным выплатам количество ИП снизилось до уровня 2008 года - с 4 млн до 3,5 млн. При этом большинство бизнесменов не прекратили свою деятельность, а просто ушли "в тень", - напоминает генеральный директор компании "Финотдел" Денис Неретин.

Среди возможных вариантов увеличения доходов бюджета рассматривается также повышение НДС на 2 пп. (с 10 до 12 и с 18 до 20%). В 2013 г. поступления НДС составили 3,5 трлн руб., или 14,5% доходов консолидированного бюджета. НДС является косвенным налогом с самой высокой собираемостью. Согласно оценкам ЦМИ Сбербанка, повышение НДС с 18 до 20% приведет к одномоментному скачку цен максимум на 1,7%. Это негативно отразится на объеме розничных продаж, который снизится максимум на 0,8%, что эквивалентно снижению ВВП на 0,3-0,4 пп. Повышение цен может быть ниже, если часть налога будет оплачена из маржи производителей или продавцов.

Дополнительные налоговые поступления НДС составят порядка 375 млрд руб. А негативные косвенные последствия такого шага не такие серьезные, как от повышения других налогов. К примеру, рост НДС не скажется на объемах инвестиций. Кроме того, исследование компании "Финотдел" говорит о том, что только 15% респондентов намерены после увеличения налога на добавленную стоимость повысить цены на свою продукцию. Это связано с тем, что большинство микропредприятий использует упрощенную систему налогообложения и не является плательщиком НДС. Кроме того, эксперты отмечают, что НДС не увеличивает нагрузку на работодателей. Есть и еще несколько плюсов повышения НДС. "Повышение ставок само по себе не приведет к увеличению административной нагрузки. Кроме того, поступления по НДС в полном объеме аккумулируются в федеральном бюджете. За счет межбюджетных трансфертов они могут оптимально перераспределяться между регионами", - говорит Егор Батанов. Поэтому повышение этого налога эксперты считают наименее травматичным вариантом пополнения бюджета.