В такой ситуации перевозчикам чаще всего приходится отстаивать свои права в суде, поскольку иного способа получить от государства положенную по закону компенсацию за перевозку льготников, фактически, не существует. Подобные дела до недавнего времени, как правило, решались в пользу пригородных компаний. Однако в июле был создан прецедент, который может прекратить эту практику: суд отказал транспортникам во взыскании с государства 7 миллиардов рублей за провоз льготников в 2009 году.
Участники рынка называют такое решение тревожной тенденцией, поскольку оно принято, несмотря на сложившуюся судебную практику, а также на указание федеральных властей, провозгласивших полную компенсацию перевозчикам стоимости проезда льготных категорий граждан основным принципом организации пригородного сообщения.
"Это очень плохой прецедент. В сложившейся практике получилось, что наши суды в данном случае стали выполнять экономическую функцию аудиторов. Такая ситуация вызывает тревогу. Если перевозчики повысят тарифы, с тем чтобы компенсировать выпадающие доходы от льготников, то это приведет к тому, что платежеспособное население пересядет на автомобили и существенно увеличит трафик в городе. А менее имущие граждане начнут всячески уклоняться от оплаты проезда. Это уже не говоря про тяжелые социальные последствия", - говорит Михаил Блинкин, директор Института экономики транспорта и транспортной политики ВШЭ.
"В решении суд высказал позицию, согласно которой взысканию подлежит не разница в стоимости обычных и льготных проездных документов, а затраты, связанные с перевозкой данной категории граждан, - говорит юрист одного из крупнейших железнодорожных перевозчиков ОАО "Центральная пригородная пассажирская компания" Анастасия Ларина. - Однако судом не учтен тот факт, что, как правило, тарифы на перевозку населения для обеспечения доступности услуг железнодорожного транспорта устанавливаются ниже реальных затрат перевозчика. И в этом случае убытки, предъявляемые государству, могут быть гораздо выше. Что касается последствий таких судебных решений, то они очевидны - у перевозчика не останется иного, как предоставлять льготный проезд только в сумме ежемесячного норматива финансовых затрат на человека, который в 2014 году составляет 82 рубля в месяц".
Упрощенно механизм расчетов на практике выглядит следующим образом. Перевозчик заключает государственный контракт на бесплатную перевозку определенных категорий пассажиров. Стоимость контракта складывается из трех составляющих: нормативов месячных затрат на человека, числа льготников и доли участия компании в их перевозке. Норматив финансовых затрат, к примеру, в 2012 году равнялся 74 рублям. Умножаем его на количество льготников и получаем ту сумму, которую государство должно возместить перевозчику: 2,97 млрд рублей (к слову, фактически было компенсировано только 1,54 млрд рублей).
Однако эта сумма не имеет ничего общего с реальными затратами. Так, если каждый из льготников в месяц совершает не одну, а, скажем, десять поездок на электричке (а некоторые ездят и сорок раз), то размер компенсации должен возрасти в десять раз. Но как раз этого, как и дальность поездки, и установленный тариф на перевозку, существующая схема не учитывает, а значит, в бюджет просто не закладываются деньги на компенсацию реальных убытков.
Цифры впечатляют: по данным "Центральной ППК", доля льготных категорий от общего числа пассажиров составляет 28,02%, из которых 10,66% - федеральные льготники. Например, в 2013 году выпадающий доход от их перевозки составил свыше 3 миллиардов рублей, при этом государство компенсировало только 1,66 миллиарда.
"Одностороннее нарушение государством обязательств, возложенных на него законом, по полной компенсации расходов вынудит перевозчика прекратить оказание услуг в рамках государственного контракта. Ограничение льготных поездок будет со стороны перевозчиков вынужденной мерой, но осуществленной в рамках предоставленных гражданских прав", - отмечают в "Центральной ППК".
Чтобы и права пассажиров не нарушить, и компенсацию получить, нужно менять схему расчетов, считают участники рынка. И предлагают рассчитывать цену государственного контракта исходя из отчетов перевозчика за предыдущие периоды, учитывая при этом ежегодный прирост пассажирооборота. Это позволило бы сделать верный прогноз и заложить в федеральный бюджет необходимую для компенсации сумму.
"Государству нужно перестать себя обманывать. Во-первых, необходимо провести инвентаризацию льгот, т.к. не все они являются безусловными. Во-вторых, все льготы должны быть компенсированы из бюджета транспортным предприятиям в полной мере. Попытки применять какие-то сложные схемы компенсации и формулы расчета - это самообман. Транспортные компании не могут бесплатно возить значительное количество своих пассажиров", - добавляет Михаил Блинкин.
С данной инициативой компании-перевозчики неоднократно обращались в уполномоченные органы, но, к сожалению, безрезультатно. Эксперты, в свою очередь, предупреждают, что применение существующей схемы расчетов ставит под удар самые незащищенные категории населения: участников Великой Отечественной войны, ветеранов боевых действий и инвалидов.