05.08.2014 10:52
    Поделиться

    Краудфандинг станет источником средств для калужского арт-парка

    В арт-парке "Никола-Ленивец" в Калужской области при подготовке девятого международного фестиваля "Архстояние" впервые опробовали краудфандинг - народное финансирование строительства одного из ключевых ландшафтных объектов. Корреспондент "РГ" выяснил, насколько успешно работает этот метод, который может помочь в развитии событийного туризма.

    Знаменитое "Архстояние", давно популярное благодаря неуемной творческой энергии художника Николая Полисского, в этом году посетили примерно восемь тысяч человек.

    - Это больше, чем в 2013-м, минимум на две тысячи, что было видно и по парковкам, забитым машинами, и по количеству проданных билетов, - сообщила сотрудник Центра территориальных инициатив "АрхПолис", занимающегося организацией и продвижением фестиваля, Леля Иванова.

    Сборы потихоньку растут, и это очень важно: затраты на проведение фестиваля довольно велики. В прошлом году парк "Никола-Ленивец" с проектом создания туристско-рекреационного кластера вошел в федеральную программу развития внутреннего и въездного туризма. Одна из задач - сделать так, чтобы туристы могли посещать это место каждый день, находя для себя что-то интересное, а значит, территорию надо насыщать различными событиями. Один из новых способов привлечения туристов решили опробовать на фестивале "Архстояние".

    По сути, краудфандинг - хороший способ приобщить посетителей к организации фестиваля, сделать их "соучастниками" события. Таким образом здесь решили построить "Ленивый Зиккурат". Это самый крупный арх-объект этого года - бревенчатый бельведер на краю парка "Версаль", там, где с высоты 18 метров можно осмотреть восхитительные окрестности, получив при этом порцию бодрости: наверху качает, башня еще не устоялась и не "усохла".

    "Зиккурат" строили из пораженных короедом-типографом сосен. Все работы от вырубки деревьев, подготовки строительного материала до возведения обошлись в 800 тысяч рублей. При этом надо было заразить публику "азартом всех строителей башен", говорят авторы сооружения, архитекторы Владимир Кузьмин и Николай Калошин.

    - Те, кто пожелал, платили за бревна, ставшие в определенном смысле входными билетами на фестиваль, - рассказала Леля Иванова.

    Перечислить деньги можно было через Интернет. На сайте "Архстояния" разместили счетчик, показывавший, сколько еще осталось собрать.

    - Проект не совсем получился, мы слегка разочарованы, - делится впечатлениями Леля Иванова. - Собрать удалось лишь часть денег, причем не дошло и до половины. Это при том, что участники краудфандинга получали скидку на входные билеты. Во-первых, мотивационная программа оказалась шаткой: слишком большую сумму заложили, а это отпугивает тех, кто не способен много заплатить. Во-вторых, все были заняты организацией фестиваля и не могли поддержать информационную волну. Но выводы мы сделали, будем учиться проводить такие акции.

    Важно превратить посетителей из тривиальных потребителей в соавторов идеи, тех, кто участвует в преображении окружающего мира

    Идею решили не забрасывать и опробовать ее в деревне Звизжи, родном "гнезде" первых Никола-Ленивецких художников, которых уже около 20 лет назад собрал вокруг себя Полисский. Здесь, на мехдворе бывшего колхоза, создают различные творческие мастерские - кузни, гончарни, мебельное производство, студии художников и дизайнеров. Одну из них, творческое пространство основателя "Никола-Ленивца", и будут оборудовать по методу краудфандинга.

    В "АрхПолисе" не надеются только на этот метод, занимаясь поиском спонсоров. Средства идут и по другим каналам, в том числе через федеральные гранты. Правда, их используют только на создание инженерной инфраструктуры. Будет, например, отремонтирована дорога Острожное - Звизжи - Смагино. Ее реконструкция, отмечают в региональном министерстве дорожного хозяйства, должна начаться в 2015 году.

    Однако финансирование извне - лишь помощь тем, кто стремится действовать сам. Как полагают организаторы парка, важно превратить его посетителей из тривиальных потребителей в соавторов идеи, тех, кто участвует в преображении окружающего мира. И в итоге именно народное финансирование, исходя из векового представления о том, что искусство - общее достояние, тут собираются сделать рабочим инструментом.

    Поделиться