Об этом заявил заместитель министра промышленности и торговли РФ Виктор Евтухов на окружном совещании в Нижнем Новгороде, посвященном развитию НХП.
- Существующие санкции для юридических лиц, предусмотренные КоАП и УК, достаточно серьезны. Также разработан проект закона, предполагающий усиление ответственности прежде всего за торговлю фальсифицированной продукцией, за использование поддельных торговых марок. Большинство ведомств, в том числе Минпромторг РФ, дали по нему положительное заключение, - пояснил Виктор Евтухов.
По его словам, если сейчас минимальная ответственность для юрлица составляет 10-20 тысяч рублей, то после принятия закона штрафы увеличатся в несколько раз. При этом наказывать станут не только розничных торговцев: ответственность понесут все участники цепочки движения фальсифицированного товара.
В ближайшее время появится федеральный комитет, который займется борьбой с контрафактной продукцией - проект соответствующего указа уже находится на межведомственном согласовании. Такие комитеты, призванные выявлять подпольные производства и точки реализации контрафакта, должны быть созданы во всех субъектах РФ.
- Это не решит проблему производства подделок внутри страны, но ворота на входе все равно ставить нужно, это проще, чем вылавливать потом контрафакт по прилавкам, - подчеркнул полномочный представитель президента России в ПФО Михаил Бабич.
Генеральный директор предприятия "Хохломская роспись" Елена Краюшкина уверена, что нужно в том числе менять таможенное законодательство.
- Сейчас в нем не предусмотрена защита патентного права, а только авторского. Мы же работаем с промышленным патентным правом, - пояснила она.
Заместитель начальника Приволжского таможенного управления полковник ФТС Николай Харюшин сообщил, что в год сотрудники его ведомства изымают примерно 200 тысяч единиц поддельной продукции - псевдоматрешки, елочные игрушки, изделия под хохлому:
- Мы можем защитить товарный знак, наименование места происхождения, объекты авторского права. Если вы включитесь в реестр объектов интеллектуальной собственности, нам станет проще предотвращать ввоз контрафактной продукции, - посоветовал он бизнесменам.
Однако наплыв контрафакта - не единственная головная боль предприятий, занимающихся НХП. Их деятельность сейчас зачастую можно назвать не бизнесом, а борьбой за выживание.
Елена Краюшкина сообщила, что за последние четыре года финансовые потери ее предприятия составили 31 миллион рублей, снижение объема продаж достигло 18 процентов. Сейчас на предприятии работает 730 человек. За те же четыре года ушли около 300 специалистов, и это не рядовые сотрудники, а работники высокой квалификации, художники с именем. Причина - невысокая зарплата. Средний доход сотрудников предприятия составляет чуть более 14 тысяч рублей. Неудивительно, что в основном здесь трудятся женщины 50-55 лет: молодежь на такую зарплату идти не хочет и стремится уехать из района в центр. Ее не привлекает специфика предприятия: ручной труд, длительный технологический цикл производства. Мешают развитию и растущие страховые выплаты, высокие тарифы на энергоресурсы, налоги.
- Фискальная нагрузка составляет серьезную проблему. Мы существуем только потому, что государство в нас вкладывает деньги. Как самостоятельный экономический субъект мы неэффективны, - подчеркнула Елена Кувшинова, директор компании "Азимут" из Кировской области, специализирующейся на лозоплетении.
По ее словам, помочь ситуации могла бы смена классификации предприятия: сейчас оно приравнено к деревообрабатывающим производствам. А значит, несет на себе такую же страховую нагрузку, как и высокотехнологичные предприятия той же сферы. По словам Кувшиновой, в налоговую инспекцию по поводу смены классификации предприятие уже обращалось, но получило отказ. Полпред Михаил Бабич поручил налоговикам разобраться с этой ситуацией.
Впрочем, участники совещания сошлись на том, что не только государство должно идти навстречу предприятиям НХП, но и самому бизнесу отрасли нужно предпринимать все усилия, чтобы развиваться и работать эффективно. Директор департамента государственного регулирования внутренней торговли Минпромторга РФ Денис Пак уверен, что защитить промыслы от контрафакта и способствовать популяризации и коммерциализации продукции помогло бы создание коллективного бренда НХП и соответствующая работа с ним.
- Если потребитель сможет четко идентифицировать бренд, ему будет проще отличить настоящую продукцию от подделок, - пояснил чиновник.
Унификации продвижения изделий поможет создание единого центра НХП. В ближайшее время он появится на федеральном уровне и объединит все предприятия отрасли. Кроме того, на территории ВДНХ выделят павильон под постоянно действующую выставку изделий народных мастеров.
Кстати
Только в Нижегородской области официально зарегистрировано 18 видов НХП. Кроме всем известной хохломы из Ковернино и ножей из Павлова среди них - резьба по кости, камню и дереву, золотная вышивка, кожевенный промысел, узорно-ремизное ткачество, художественная вышивка и другие.