05.08.2014 17:10
    Поделиться

    В Архангельске обсудили возможности привлечения инвестиций в ЖКХ

    Совсем недавно глава минстроя рекомендовал предпринимателям серьезно изучить возможности инвестиций в коммунальную отрасль и осваивать активнее эту сферу деятельности. Ключевой вопрос привлечения финансирования в ЖКХ обсуждался и на очередном ежегодном всероссийском семинаре "Тарифное регулирование на услуги теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения" в Архангельске. Как отметили его организаторы, инвестиции в процессе модернизации коммунальной сферы не цель, а средство. Практика показывает, что простым вливанием денег в отрасль проблема не решается.

    Задача - не просто сменить устаревшее оборудование на новое, а получить эффективное производство с низкими затратами и, как следствие, приемлемой стоимостью ресурсов (тепла, услуг водоснабжения и водоотведения), поставляемых на коммунальный рынок. Как этого добиться - основной вопрос для государственного регулятора - федеральной службы по тарифам (ФСТ) и ее региональных подразделений. Выработать единый подход сложно, учитывая многослойность проблемы. Исходные условия: уровень износа оборудования и сетей, виды используемого топлива, климатические условия - разные в каждом субъекте. Еще более разительно отличаются подходы к работе муниципальных и частных предприятий.

    - Очень много проблем возникает во взаимоотношениях с органами местного самоуправления, которые реализуют определенные полномочия в сфере госрегулирования тарифов, - отметил начальник отдела досудебного урегулирования споров Контрольно-ревизионного управления ФСТ России Андрей Громов. - Мы часто выявляем случаи, когда тарифные источники имеют скрытые резервы для инвестирования, но они направляются на другие цели.

    - Муниципалитеты смотрят, как пройти текущую зиму, - продолжил президент Межрегиональной ассоциации региональных энергетических комиссий (МАРЭК) Евгений Яркин. - А в следующем году начинают требовать от госрегулятора новых денег и новых тарифов. Частный же предприниматель, приходя в эту сферу, должен понимать, как выстроить работу своего предприятия на долгие годы эффективно, экономично и чтобы не было большой нагрузки для населения. В любой стране есть проблемы бедных и богатых. Они решаются по-разному. Государственные субсидии есть, но бюджет не резиновый. Инвестиции тоже есть, но их сложно получить. К сожалению, сфера ЖКХ сегодня малопривлекательна. Тут быстрой отдачи не получить.

    - У нас задача привлечения инвестиций решается просто, - заметил начальник управления регулирования тарифов в энергетике и коммунальной сфере РЭК Москвы Сергей Сасим. - Может, потому что рынок очень концентрированный. Сейчас работает одна объединенная компания. Было две. Мы при продаже городской собственности заключили соглашение с покупателем, в рамках которого было условие неповышения тарифов. Это стимулирует компанию к сокращению расходов. Закрываются убыточные котельные, оптимизируется топливный баланс. Привлечение инвестора выгодно с точки зрения того, что он заставляет менеджмент компании реально эффективно снижать расходы. Потому что банкирам, которые дают кредиты, все равно, какая у вас энергоэффективность. Главное, чтобы вернулись деньги. Откуда вы их возьмете, не важно.

    Принципы, на которых финансовый сектор готов кредитовать ресурсоснабжающие организации (РСО), на семинаре сформулировали представители "Газпромбанка".

    Инвестиции есть, но их сложно получить. К сожалению, сфера ЖКХ сегодня малопривлекательна

    - Мы смотрим на источники возврата кредита и, естественно, приходим к тарифам, - рассказал вице-президент ОАО "Газпром-банк" Денис Баранец. - Анализируя их, видим риски, которые могут возникнуть в будущем: насколько тариф будет соблюден, как предприятие справится с тем, что модернизирует, и какую будет получать прибыль.

    - Мы стараемся рассматривать комплексные проекты, - продолжил Денис Баранец. - Я противник историй, когда приходят за кредитом на модернизацию лопатки, какого-нибудь котла на 15 миллионов рублей. Это, как правило, убыточно и говорит о техническом состоянии всего предприятия: от котельной до сетей. Мы понимаем, что делить это нельзя. Проекты, когда кто-то финансирует трубу, а ты котел - это недопустимо. Мы говорим о крупных проектах. Рыночная стоимость кредита для предприятия сегодня, по нашим оценкам, близка к 12 процентам. Рисковая наценка по ЖКХ связана только с горизонтом инвестирования. Если программы можно "упаковать" в 3-4 года, то это низкие проценты. Если проект более длительный, то проценты больше. Наши западные коллеги говорят, что ниже, чем 15-18 процентов годовых, у них не бывает. Не надо иллюзий о дешевых деньгах.

    Впрочем, никто из экспертов их не питал. С проблемой инвестирования коммуналки в свое время столкнулись и в западных странах. Изучивший американский опыт Евгений Яркин сделал предложение привлекать в коммунальную сферу средства пенсионных накоплений. В США это делается по известной методике RAB через нормирование прибыли для предприятий ЖКХ.

    - Чем они привлекли пенсионные фонды, так это гарантией возврата средств, - отметил президент МАРЭК. - Никто не украдет котельную, водопровод, очистные сооружения. Вы вложили в них деньги, вам должны какую-то процентную ставку с тарифа возвращать по мере эксплуатации объекта. Это длительные инвестиционные проекты. Пенсионные фонды идут туда, потому что знают, что им будет гарантировано 7 процентов дохода. Это механизм регулирования не тарифа, а отношений собственника с органом регулирования, с инвестором, с менеджментом, с профсоюзами... Когда мы попытались применить метод RAB к нашим государственным и муниципальным, а не частным предприятиям, ничего не получилось. Он эффективен только вкупе с приватизацией.

    Поиск инвестиционных стимулов и коммунального равновесия продолжается. И без компромиссов этот процесс невозможен.

    Поделиться