- Павел Эдуардович, что изменится с принятием нового закона?
- Появится, по сути, "единая" процедура: от идеи создания объекта недвижимости до оформления прав на него. Идея законопроекта заключается в консолидации актов в сфере оборота недвижимости для повышения качества оказываемых госуслуг. По сути, мы работаем над сложной задачей по объединению реестра прав и кадастра недвижимости. Таким образом, чтобы в результате была создана единая учетно-регистрационная процедура с максимальным сохранением институтов, регулирующих гражданско-правовой оборот хозяйствующих субъектов.
Принятие так называемого "единого закона" станет законодательным закреплением финального объединения кадастрового учета объектов недвижимости и признания государством прав на них как "единой" процедуры: от идеи создания объекта недвижимости до оформления прав на него.
- Работа по созданию единого информационного ресурса велась четверть века. Вы решили поставить точку в этом процессе?
- Конечно. Предпосылки для модернизации системы госрегистрации налицо. Это и стремительное развитие технологий, продвижение проектов и инициатив бизнеса, улучшение предпринимательского климата. И мы надеемся, что цель будет достигнута.
Создание единого госреестра недвижимости, включающего всю информацию о земельных участках, их границ, границ охранных зон, объектов, расположенных в пределах границ земельных участков, их вид, использование (в том числе фактическое), в корне изменит систему. И главное, такой информационный ресурс будет содержать сведения обо всех актуальных и прекращенных обязательствах правообладателей.
- Что при этом получит бизнес - нагрузку или послабление?
- Бизнес получит внятные, четкие и прозрачные правила оказания государственных услуг, исчерпывающий перечень документов, детальную регламентацию услуг, сокращение сроков оказания государственных услуг.
Поступая в гражданско-правовой оборот, объект недвижимости на первоначальном этапе проверяется на "правовую чистоту возникновения права" с последующим расчетом правовых рисков. Ни для кого не секрет, что сейчас так называемая "проверка" нередко может содержать не только значительные временные, но и финансовые затраты, при этом для бизнеса время предпочтительнее. Аккумулирование же сведений различных информационных реестров в едином государственном реестре недвижимости, который будет содержать актуальную информацию не только об объектах прав, но и правообладателя, в том числе данные единого государственного реестра юридических лиц, граждан, их адреса, местонахождение, а также "историю объекта" - информацию обо всех существовавших правообладателях и совершившихся сделках, существенно сократит "временные" издержки бизнеса.
Кроме того, и налоговая политика государства будет формироваться на основании достоверных и актуальных сведений об имуществе налогоплательщика.
Больше не надо будет тратить целый день на поездку, к примеру, из Москвы в офис в Московскую область, где находится недвижимость. Достаточно обратиться в любой офис независимо от ее местонахождения. Более того, отдельные учетно-регистрационные действия при этом в порядке межведомственного взаимодействия можно будет совершать без участия заявителя. Понятно, что при этом возрастают требования к ответственности учетно-регистрационной системы. Но в итоге все потребители останутся в выигрыше, поскольку сократятся сроки государственного кадастрового учета и регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним. Снизятся и трудозатраты, уменьшится бюрократический аппарат и косвенные издержки.
- Насколько сократится срок госрегистрации прав на недвижимость?
- Ощутимо. Сокращение сроков государственной регистрации прав и кадастрового учета объектов недвижимости предусмотрено нашей "дорожной картой". В 2019 году срок оказания государственных услуг должен составить соответственно 7 и 5 дней.
Некоторые виды оформления прав сведены к предоставлению правообладателем всего лишь одного документа - заявления на осуществление госрегистрации, в частности регистрация права собственности на вновь созданный объект недвижимости.
После получения разрешения на ввод объекта в эксплуатацию будущему собственнику необходимо представить в регистрирующий орган только заявление об инициировании данной процедуры, поскольку правоустанавливающие документы туда уже направит структура, выдавшая разрешение, а информация об уплате государственной пошлины поступит из Государственной информационной системы о государственных и муниципальных платежах. При этом на кадастровый учет орган регистрации самостоятельно поставит объект с момента поступления разрешения на ввод в эксплуатацию. Вся эта процедура займет максимум 7 дней.
- Это что-то из области фантастики: все будут делать роботы и очень быстро...
- Такая процедура производится и сейчас. Только в несколько этапов: сначала принимается заявление о постановке объекта на кадастровый учет, после представляется заявление о регистрации права собственности. Обязанность же по постановке на кадастровый учет и проведение регистрации прав собственности, включая предоставление правоустанавливающих документов, сейчас лежит на заявителе.
Действительно, тема сроков проведения регистрационных процедур на протяжении долгого времени остается актуальной. Именно поэтому новым законопроектом установлены предельно максимальные сроки в 5 и 7 дней, не исключая специально установленных законодательством сроков для определенных видов регистрационных действий (ипотека, регистрация договоров долевого участия в строительстве и др.).
Если следовать порядку, закрепленному в новом документе, то правообладатель здания, сооружения, помещения, квартиры или иного объекта недвижимости, обратившийся в регистрирующий орган лично, через многофункциональный центр, почтой, через Интернет или нотариуса с заявлением о государственной регистрации прав, представив правоустанавливающие документы в определенных законопроектом случаях, через 5-7 дней получит подтверждение регистрации права собственности, в том числе наличия объекта в реестре недвижимости.
Чтобы исключить злоупотребления со стороны должностных лиц регистрирующих органов, принимающих решения, в документе предложено установить обязательный перечень оснований для приостановления и отказа в осуществлении кадастрового учета и регистрации прав.
- Когда закон вступит в силу?
- Еще предстоит его содержательное обсуждение с палатами парламента, которое запланировано на осень.
Впрочем, год назад президентом подписан закон, который закрепил первый этап объединения государственного кадастра недвижимости и единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним, а также введена возможность электронного предоставления услуг по осуществлению кадастрового учета и регистрации прав. Теперь, по сути, мы выходим на финишную прямую.
Рассчитываем, что закон вступит в силу с 1 января 2017 года.