Важным шагом на пути к преодолению этой сложной дилеммы может стать повышение энергоэффективности на всех уровнях.
Рост энергоэффективности наряду с глобальными задачами позволяет решить и ряд более конкретных, стоящих перед отдельными предприятиями. Мероприятия, повышающие энергоэффективность, запускают цепочку процессов, в конечном счете обеспечивающих улучшение бизнес-результатов в целом. Оптимизируя потребление электроэнергии на реализацию техпроцессов, мы снижаем удельные затраты на производство продукции, что сказывается на себестоимости. Сокращение затрат позволяет предприятиям увереннее чувствовать себя в конкурентной борьбе, а порой и выигрывать ее.
Существует множество решений для повышения энергоэффективности на производстве, их комплексное применение позволяет сократить энергопотребление в среднем примерно на 20%, а для некоторых производств и на 40%. Наиболее популярные решения - оснащение асинхронных электродвигателей устройствами частотного регулирования, внедрение систем автоматизации различных процессов, переход на энергоэффективное освещение и др. Вопрос, как сориентироваться в этом многообразии и выбрать мероприятия, способные обеспечить эффект в конкретных условиях, и, главное, где найти на них средства.
В ряде стран Европы и Америки уже давно работает механизм, позволяющий ответить на оба поставленных вопроса. Речь идет об энергосервисе, то есть бизнес-модели, при которой инвестиции, необходимые сегодня для реализации энергоэффективных решений, возмещаются экономией энергоресурсов в будущем при одновременном хеджировании рисков. Как правило, энергосервисная компания определяет необходимый комплекс энергоэффективных технологий и внедряет их на объекте заказчика. Оплата за реализацию проекта производится из сэкономленных средств уже после достижения результата. Таким образом, энергосервис позволяет преодолеть основной барьер - отсутствие инвестиций и неготовность изъять часть средств из оборота. Именно по этой причине энергосервис стал самым популярным механизмом повышения энергоэффективности во всем мире.
Существует несколько моделей реализации энергосервисных услуг. Это может быть энергосервис как таковой, где стоимость реализации проекта оплачивается из сэкономленных средств в течение всего срока окупаемости. Не менее интересный вариант - перфоманс-контракт, при котором компания внедряет энергоэффективные решения и гарантирует эффект по достижению уровня экономии энергоресурсов. Однако стоимость такого контракта, как правило, оплачивается по завершении тестового периода, продолжительностью обычно три месяца. Когда клиент убедится, что запланированный уровень экономии достигнут, он выплачивает всю стоимость контракта из собственных или заемных средств. Если эффекта нет, платит уже компания, внедрявшая мероприятия, так как согласно договору на нее налагаются штрафные санкции.
Сегодня в России складывается парадоксальная ситуация: схема энергосервиса выглядит настолько привлекательной, что многие в нее просто не верят. И неудивительно - люди в нашей стране привыкли, что бесплатный сыр бывает только в мышеловке. Но речь не идет о бесплатном сыре, поскольку энергосервис - платная услуга. Просто заказчик оплачивает ее из тех средств, которые так или иначе потратил бы на оплату счетов за энергоресурсы. Здесь действует стратегия "выиграл - выиграл" вместо более привычной "выиграл - проиграл".
На самом деле риски заказчика фактически отсутствуют: он ничего не вкладывает и входит в проект только при условии достижения уровня энергосбережения. При этом получает экономию по удельным затратам на производство продукции, снижает капиталоемкость, а по завершении периода окупаемости получает в пользование энергоэффективное оборудование.
Чтобы полностью обезопасить бизнес от любых рисков, которые и так сведены к минимуму схемой энергосервиса, важно перед заключением договора убедиться в технических компетенциях и возможностях компании, оценить опыт в реализации подобных проектов и цену. К примеру, сейчас в России многие энергоаудиторские компании пытаются заниматься энергосервисом. Им приходится привлекать множество субподрядчиков, соответственно, стоимость контракта будет выше, чем у более крупных компаний, действующих своими силами. Небольшие интеграторы чужих решений нередко рискуют сами, в то время как более опытные и обладающие широкими компетенциями игроки рынка готовы подписаться под каждый процент, который обещают сэкономить предприятию.
За рубежом уже многие поняли, что энергосервис обеспечивает минимальные риски и оставляет в выигрыше обе стороны, вот почему эта бизнес-модель - несомненный тренд, который давно и активно развивается в Европе и Америке. В ближайшее время энергосервис станет трендом и в России. По опыту западных стран известно, что энергосервис - настоящий катализатор развития экономики, именно поэтому сегодня и в РФ обсуждаются меры его господдержки. В частности, готовятся изменения в законодательную базу по регулированию энергосервисных договоров, регулирует энергосервисную деятельность, в том числе и закон о ФКС.
Рост энергоэффективности сегодня очень важен для страны, не случайно соответствующая задача была поставлена на высшем уровне. Он выгоден и с точки зрения генерирующих компаний, так как снижает объем необходимых инвестиций в строительство новых объектов генерации и позволяет потратить высвобождающиеся средства на повышение эффективности действующих. Энергосервис позволит уменьшить себестоимость производимой продукции, сделав ее более конкурентоспособной на международных рынках. Кроме того, он повысит конкуренцию между отечественными предприятиями, а значит, возникнет добавочная ценность для потребителей.