Новости

06.08.2014 00:00

Евроскрипка в американском оркестре

Одна из целей санкций ЕС против "Добролета" - ударить по рядовым гражданам России
Текст: Павел Данилин (директор Центра политического анализа)
С понедельника единственный отечественный лоукостер "Добролет", началу работы которого мы радовались каких-то пару месяцев назад, приостановил полеты. Случилось это не из-за отсутствия спроса на услуги компании, не из-за финансовых трудностей или какой-либо другой причины, напрямую связанной с бизнесом. "Красный свет" перед лоукостером, предоставившим возможность экономно путешествовать тысячам россиян, зажег декларирующий свободу передвижения Европейский союз.

Исключительно из-за санкций ЕС европейские лизингодатели аннулировали договор лизинга. Причем сделали это решительно и бесповоротно, не смутившись даже тем, что тот же самый Bоeing закупает титановые изделия у российского предприятия ВСМПО - АВИСМА и отзыв самолетов не вполне вписывается в рамки взаимовыгодного партнерства. Какие убытки понесет от этого американский авиапроизводитель, пусть считает менеджмент компании. Мы же задумаемся над другим вопросом. Почему пресловутые санкции, которые якобы должны ударить только по олигархам или чиновникам, бьют в действительности по простым россиянам? Что это, как не объявление Западом войны жителям нашей страны?

Прежде всего, конечно, пострадает население самого молодого субъекта Российской Федерации - Крыма. Именно рейсы Москва-Симферополь, которые выполнял "Добролет", вызвали гнев Брюсселя. Такое впечатление, что Запад намерен претворить в жизнь свое прочтение аксеновской антиутопии "Остров Крым". Ведь с территории Украины на полуостров большинству россиян уже не добраться, поезда через Россию идут при помощи паромной переправы, а единственную возможность совершить недорогой перелет прикрыл Евросоюз. Все это еще не очень похоже на попытку установить полноценную блокаду полуострова, но нехорошие мысли, согласитесь, закрадываются.

Это тем более странно, что авиакомпании-лоукостеры получили наибольшее распространение именно в Европе. Это, можно сказать, европейская мода. Сколько лет подряд глянцевые журналы кормили нас историями о том, как дешево путешествовать по Европе, и бросали упрек в адрес отечественной авиационной отрасли.

Более того, мы благодушно пустили европейские лоукостеры на свой рынок, не испугавшись конкуренции с их стороны и не воздвигая на их пути заградительных барьеров. Но как только в России появился первый лоукостер, это вызвало возмущение со стороны Европейского союза. Неужели то, что дозволено европейцам (дешевые авиаперелеты), не дозволено жителям России? Это выглядит дико, и по сути Запад попирает закрепленное в нашей Конституции право на свободу передвижения.

ЕС своими санкциями дискредитирует себя в глазах россиян. И без того теряющий привлекательность образ Европы, погрязшей в гендерных и миграционных проблемах, потускнеет еще больше

Сдается мне, что не только ревность руководила евробюрократами, включившими "Добролет" в санкционный список. В Брюсселе не могли не учитывать, что компания является важным госпроектом, призванным создать новый сегмент в отечественных авиаперевозках и предоставить россиянам возможность совершать перелеты по огромной стране за вменяемые деньги.

Ведь летал-то "Добролет" не только и даже не столько в Крым! Большой популярностью пользовались рейсы в Волгоград, Самару, Казань, Уфу, Екатеринбург, Пермь и Сургут. Теперь, "благодаря" санкциям ЕС, жители этих мест останутся без низкотарифного авиасообщения. Кому они должны сказать спасибо?

Между прочим, не только "Добролет" летал в Крым, но только он заинтересовал составителей санкционных списков. Ничего не настораживает? Вот и мне кажется, что лоукостер стал мишенью евробюрократов из-за того, что является частью успешного национального авиаперевозчика - "Аэрофлота". Именно "Аэрофлот", судя по всему, являлся конечной целью санкций, к нему хотели подобраться через "дочку". Санкции в отношении "Добролета" одинаково бьют и по российскому обществу, и по государству. Не этого ли добивались их инициаторы?

Разумеется, расчеты Запада на то, что санкции в отношении российских компаний, которые приводят к таким последствиям, как приостановка их деятельности, сломят волю россиян, наивны. Слишком многое мы пережили за последние годы, слишком многое поняли и отнюдь не собираемся отказываться от собственных национальных интересов.

При этом сам характер санкций, так вопиюще проявивший себя в ситуации с "Добролетом", я уверен, не может не вызывать отторжение у всех честных людей на Западе и Востоке. Еще раз проявился тот факт, что ЕС и США прикрываются ложными целями и готовы ради удовлетворения своих внешнеполитических амбиций ущемить интересы простых людей.

Европейцы вообще, откровенно говоря, удивляют: поддавшись американскому давлению, они сильно оторвались от реальности. Их расчет на дестабилизацию России путем санкций абсолютно ошибочен и бесперспективен. Напротив, граждане в большинстве своем сплотятся вокруг национального лидера Владимира Путина, будут чаще выбирать российские товары, стремиться и стараться больше путешествовать по своей Родине, отказываясь от импорта "этих врагов и предателей". ЕС своими санкциями только дискредитирует себя в глазах россиян. И без того теряющий привлекательность образ Европы, погрязшей в гендерных и миграционных проблемах, потускнеет еще больше.

Вместе с тем, я уверен, что неприятная ситуация с "боингами" не ставит крест на идее отечественного лоукостера. "Добролет" только приостановил свою работу, и меня не оставляет надежда, что над этими временными трудностями мы с вами вскоре от души посмеемся. Российская авиация испытывала еще и не такие трудности. Она сумела не сгинуть в хаосе 90-х, и после такого опыта санкции для нее кажутся комариными укусами. Позорные и бессмысленные санкции не смогут поставить отрасль на колени. Отечественные авиакомпании, в том числе лоукостеры, продолжат успешно развиваться и летать на тех направлениях, которые востребованы пассажирами, а сверять маршрутные карты с бюрократами из Брюсселя мы не будем.