06.08.2014 10:55
    Поделиться

    Ненецкие оленьи упряжки стали "Ауди" и "Мерседесом"

    В Ненецком автономном округе вовсю идут народные гуляния с танцами, песнями и состязаниями, главные из которых - гонки на упряжках. Корреспондент "РГ" побывал в отдаленном стойбище и узнал, как ненцы отмечают День оленя.

    От поселка Нельмин-Нос до стойбища максимум километров 50. Для Ненецкого автономного округа, где дорога всего одна, и она через Нельмин-Нос не проходит, расстояние колоссальное. На квадроцикле ехать 5-6 часов, нужно объезжать реки, болота и топи. На оленьей упряжке и того дольше.

    Но люди едут к стойбищу на оленях, на повозках, вертолетах. Нас привозит Ми-8. В салон в День оленя пускают всех. Вертолету приходится делать несколько рейсов.

    С воздуха можно увидеть шесть стад. По числу родовых общин, собравшихся на стойбище. Заслышав шум мотора, олени разбегаются. За ними устремляются пастухи. Стада не должны перемешаться между собой.

    Со сцены в поле звучат официальные речи и песни. Жители исполняют национальные танцы, разыгрывают сценки из жизни оленеводов. Здесь все друг друга знают, а потому не стесняются переспрашивать, подходить поближе, задавать вопросы. Поздравления с Днем оленя - это, конечно, важно, но всех волнует конкурсная часть. Семейно-родовые общины живут мирно, однако победа автоматически поднимает статус и авторитет. Хотя справедливости ради стоит отметить, что у практически у каждого оленевода дома есть небольшой красный уголок со всеми грамотами и медалями.

    Когда среди поля устанавливают деревянный столб, оленеводы довольно усмехаются. Задача-то на первый взгляд проще некуда. Забросить петлю (она называется тынзей) на столб.

    - Идите, вы просто обязаны это увидеть, - оленеводы со всех родовых общин собирают болельщиков. Но уже после первых попыток становится ясно: так просто ненецкое лассо не забросить. Мужчины стушевываются и больше никого не зовут. Около 50 участников, у каждого три попытки. На всех пять попаданий. Если тынзей нужен оленеводам не каждый день, то навыки управления повозкой необходимы всем, а потому здесь и подготовка доведена до автоматизма. Каждая община выставляет свою упряжку. В них по пять оленей. На бортах странные значки.

    - Это родовые символы? - спрашиваю у Сергея Талеева. Он как раз готовит свою упряжку к старту. Его любимец - олень по кличке Велосипед. Сергей то незаметно погладит его по рогам, то даст кусочек хлеба. Оленеводы - люди суровые, таких нежностей обычно не допускают, но для Велосипеда Сергею не жалко ничего.

    Взглянув на таинственный знак, Сергей начинает хохотать. Подводит меня к другой повозке, третьей.

    - Дети балуются, - объясняет он. - Посмотрите, на что похоже? Эта упряжка "Ауди", следующая "Мерседес". Дети их так и называют. Если бы у нас были долгие гонки с ведущим, с трансляцией, представляете, как звучало бы: "Вольво" вырывается вперед и упирается рогами в "Хаммер".

    Сергей, как и все остальные оленеводы, по-русски говорит без акцента. Он в курсе последних новостей, пользуется интернетом. Но когда он возвращается к упряжке, то переходит на ненецкий.

    - В ненецком есть около двадцати слов, обозначающих оленью шкуру, - говорит он. - Десятью разными словами можно описать олений бег. В русском языке синонимов не существует.

    Наконец оленеводы собираются на старт. Свисток - и упряжки срываются с места. Дистанция совсем короткая, не больше ста метров. Но делать расстояния длиннее нельзя. Олени животные нервные, могут от такой нагрузки заболеть. Меньше чем через минуту упряжки прибегают к финишу. Сергей далеко не первый. Он гладит оленей и идет пить чай.

    Маргарита Талеева с утра прибралась в чуме, приготовила чай, суп, настрогала салаты. А потом отправилась на женский заезд на упряжках. Работницы тоже учатся управлять повозками, пусть не все, но определенная феминизация в оленеводстве происходит.

    - Управлять совсем непросто. Олени боятся чужаков. Когда к ним приближается посторонний - отходят. А в повозку пустят только хозяина. Если упряжкой командует кто-то другой, они просто разойдутся в разные стороны, - говорит она.

    С Маргаритой так и произошло. Упряжка на секунду остановилась. Но женщина грозно прикрикнула на оленей, натянула поводья, и сани мягко покатились к финишу.

    Пока шли гонки, сцену разобрали, а потому победителей награждают в чистом поле. У Маргариты второе место, женщина не может скрыть радости. Ветер становится пронзительным, голосов почти не слышно.

    Мошкара - настоящий бич Заполярья, поэтому на земле стоит целый ящик с репеллентами. Семейно-родовой общине такого должно хватить до конца лета. А оно в Ненецком автономном округе практически закончилось.

    -На севере погода переменчива. Если сейчас светит солнце, то через пять минут может дождь пойти. В наших местах даже торнадо небольшие случались. - Степан Иванович кутается в теплую куртку.

    Он знает неутешительную статистику от метеорологов. Первый снег в НАО обычно выпадает в сентябре. И оленеводы готовятся: привозят на стойбища теплые вещи, стелят полы в чумах и обкладывают их шкурами. А каждый погожий летний день запоминают, ведь в этом суровом краю их можно пересчитать по пальцам.

    Поделиться