- Естественная борьба за выживание, прямо по Дарвину, - комментирует Сергей Замятин, управляющий аптечной сетью. - Аптечная розница - это редкий, по-настоящему стабильный сегмент стрит-ритейла. Его устойчивость можно сравнить разве что с продажей бензина: даже в кризисных 2008-2009 годах аптеки демонстрировали рост продаж. К стагнации, которая началась в прошлом году, привели внутренние причины - перенасыщение торговыми точками.
Частота аптечной сети в России в целом очень высокая: по данным Минздрава РФ, одна аптека приходится на полторы тысячи жителей - это в 2-5 раз больше, чем в европейских странах. По итогам прошлого года, в Свердловской области лекарственное обеспечение осуществляли 1 695 аптечных организаций (в Екатеринбурге одна точка приходится на 1100 жителей, в области - на 3 377). Вот уже несколько лет фармацевтическая сеть сохраняет стабильную структуру: 60 процентов приходится на долю аптек, 40 - на аптечные пункты и киоски.
- Думаю, сокращение числа торговых точек на 5-10 процентов оздоровит рынок и обеспечит приемлемую рентабельность выжившим, - считает экономист Лев Рузанов. - Экстенсивное развитие этого рынка себя исчерпало, пора задуматься о качестве, эффективности бизнес-процессов.
По данным екатеринбургской мэрии, по сравнению с 2013-м в текущем году местный фармрынок упал на семь процентов, настолько же уменьшился средний чек (до 318 рублей), сократилось и количество приобретаемых препаратов. Развитие онлайн-сервисов позволяет покупателю не только выбрать самый дешевый товар, но и заказать его доставку на дом, не обременяя себя походом в реальную аптеку, пусть и шаговой доступности.
Как следствие, главным трендом стал агрессивный демпинг с последующим вытеснением мелких и слабых игроков и чисткой рынка от "единоличников" в пользу сетей. Отдельные участники жалуются, что наценку на дорогостоящие лекарства приходится снижать до пяти процентов - иначе не продать. Реализованная наценка аптек, по отчетным данным сетей, колеблется в пределах 14-19 процентов. Напомним, по закону наценка к цене дистрибьютора не может превышать 30 процентов для отечественных препаратов и 25 - для импортных. Так что времена, когда аппетитам фармацевтов требовались законодательные ограничения, остались в прошлом.
Доход аптек сейчас формирует парафармацевтика (натуральные лекарственные средства, всевозможные биодобавки) и сопутствующие товары. Доля нелекарственных средств в ассортименте среднеуральских аптек за год выросла на два процента и достигла 18-ти, эксперты считают максимально возможной планку в 40 процентов.
В соответствии с этой тенденцией упрочивает позиции формат фармамаркета. Наиболее продвинутые компании активно внедряют не только организационные, но и технологические новации. Так, достопримечательностью одной из екатеринбургских аптек стал робот-фармацевт, который в одиночку работает за семерых, бойко ползая вдоль ящиков с таблетками.
Кстати
Особенность среднеуральского аптечного рынка - преобладание местных ритейлеров: федеральные бренды занимают здесь только 7 процентов рынка, а 93 принадлежит региональным сетям. Именно сетям, так как число "единоличников" - несетевых аптек с оборотом до миллиона - стало меньше в два раза: пять лет назад они занимали половину рынка, теперь - всего четверть. В ближайшие два года, прогнозируют эксперты, их доля может упасть еще вполовину.