Зарегистрирован в Минюсте РФ 30 июня 2014 г.
Регистрационный N 32922
В соответствии с пунктом 6 статьи 34 Федерального закона от 19 марта 1997 г. N 60-ФЗ "Воздушный кодекс Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1997, N 12, ст. 1383; 1999, N 28, ст. 3483; 2004, N 35, ст. 3607, N 45, ст. 4377; 2005, N 13, ст. 1078; 2006, N 30, ст. 3290, 3291; 2007, N 1 (ч. 1), ст. 29, N 27, ст. 3213, N 46, ст. 5554, N 49, ст. 6075, N 50, ст. 6239, 6244, 6245; 2008, N 29 (ч. 1), ст. 3418, N 30 (ч. 2), ст. 3616; 2009, N 1, ст. 17, N 29, ст. 3616; 2010, N 30, ст. 4014; 2011, N 7, ст. 901, N 15, ст. 2019, 2023, 2024; N 30 (ч. 1), ст. 4590, N 48, ст. 6733, N 50, ст. 7351; 2012, N 25, ст. 3268; N 31, ст. 4318; N 53 (ч. 1), ст. 7585; 2013, N 23, ст. 2882, N 27, ст. 3477) приказываю:
Утвердить прилагаемый Порядок нанесения на гражданские воздушные суда государственных и регистрационных опознавательных знаков, товарных знаков.
Министр М. Соколов
Порядок нанесения на гражданские воздушные суда государственных и регистрационных опознавательных знаков, товарных знаков
1. Настоящий Порядок нанесения на гражданские воздушные суда государственных и регистрационных опознавательных знаков, товарных знаков разработан в соответствии с пунктом 6 статьи 34 Федерального закона от 19 марта 1997 г. N 60-ФЗ "Воздушный кодекс Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1997, N 12, ст. 1383; 1999, N 28, ст. 3483; 2004, N 35, ст. 3607, N 45, 4377; 2005, N 13, ст. 1078; 2006, N 30, ст. 3290, 3291; 2007, N 1 (ч. 1), ст. 29, N 27, ст. 3213, N 46, ст. 5554, N 49, ст. 6075, N 50, ст. 6245; 2008, N 29 (ч. 1), ст. 3418; N 30 (ч. 2), ст. 3616; 2009, N 1, ст. 17; N 29, ст. 3616; 2010, N 30, ст. 4014; 2011, N 7, ст. 901, N 15, ст. 2019, 2023, 2024, N 30 (ч. 1), ст. 4590, N 48, ст. 6733, N 50, ст. 7351; 2012, N 25, ст. 3268; N 31, ст. 4318, N 53 (ч. 1), ст. 7585; 2013, N 27, ст. 3477) и определяет порядок нанесения на гражданские воздушные суда государственных и регистрационных опознавательных знаков, товарных знаков.
2. На гражданские воздушные суда наносятся государственный и регистрационный опознавательные знаки, присвоенные Федеральным агентством воздушного транспорта при включении данных о гражданском воздушном судне в Государственный реестр гражданских воздушных судов Российской Федерации.
3. Опознавательные знаки гражданского воздушного судна состоят из:
государственного знака, изображаемого в виде двух букв латинского алфавита "RA"1);
регистрационного знака, состоящего из пяти арабских цифр или сочетания арабских цифр и букв латинского алфавита.
Государственный знак отделяется от регистрационного знака дефисом.
4. Для цифровых обозначений опознавательных знаков используются арабские цифры без орнамента. Для буквенных обозначений - заглавные буквы латинского алфавита без орнамента2).
Ширина каждого символа (кроме букв I, М, W и цифры 1) и длина дефиса составляют две трети высоты символа. Ширина буквы I и цифры 1 составляет одну шестую высоты символа. Ширина букв М и W составляет не менее двух третей и не более одной высоты символа. Все символы и дефисы выполняются сплошными линиями и таким цветом, который обеспечивает хорошую контрастность с фоном. Толщина линий составляет одну шестую высоты символа.
Каждый символ отделяется от предыдущего или последующего символа расстоянием, составляющим не менее одной четвертой ширины символа. При этом дефис считается отдельным символом.
5. Государственный и регистрационный опознавательные знаки наносятся на крыло самолета, на боковые поверхности хвостовой части фюзеляжа или на киль самолета.
На вертолетах государственный и регистрационный опознавательные знаки наносятся на боковые поверхности фюзеляжа или хвостовой балки, не занятые элементами конструкции воздушного судна.
6. Опознавательные знаки наносятся на обе стороны фюзеляжа, имеют высоту не менее 300 мм и сориентированы в одном направлении со строительной горизонталью фюзеляжа. Буквы и цифры наносятся перпендикулярно строительной горизонтали фюзеляжа.
7. В случае недостатка свободного места на боковых поверхностях хвостовой части фюзеляжа опознавательные знаки могут быть нанесены на боковые поверхности нижней части киля.
Опознавательные знаки наносятся на обе боковые поверхности киля в одну сторону параллельно строительной горизонтали фюзеляжа воздушного судна, а на многокилевых воздушных судах - на внешние стороны крайних килей.
Символы, наносимые на киль воздушного судна, имеют высоту не менее 300 мм (в случае недостатка свободного места на боковых поверхностях нижней части киля применяются символы максимально возможной высоты).
8. На правой половине нижней поверхности крыла самолета наносится государственный опознавательный знак, на левой половине нижней поверхности крыла - регистрационный опознавательный знак, который располагается посередине нижней поверхности крыла, занимая примерно 1/3 его размаха, свободного от гондол двигателей или основных стоек шасси.
Символы, наносимые на крыло и относящиеся к одной группе знаков, имеют высоту не менее 500 мм и направлены своей верхней частью к передней кромке крыла.
В случае недостатка свободного места применяются символы максимально возможного размера.
9. На дирижабль опознавательные знаки наносятся на его оболочку: сверху - вдоль образующей, полученной сечением вертикальной продольной плоскости, и по бокам - под наибольшим горизонтальным сечением оболочки.
Символы, наносимые на оболочку дирижабля, имеют высоту не менее 500 мм. Символы, наносимые вдоль верхней образующей, направляются своей верхней частью в сторону правого борта дирижабля.
10. На сферический аэростат опознавательные знаки наносятся на его оболочку под наибольшим горизонтальным ее сечением, в двух диаметрально противоположных местах.
Символы, наносимые на оболочку сферического аэростата, имеют высоту не менее 500 мм.
11. На несферический аэростат опознавательные знаки наносятся как на дирижабле, если ось наибольшей длины аэростата расположена в горизонтальном полете под углом не более 45 градусов к горизонту. Если названная ось в горизонтальном полете расположена под углом более 45 градусов к горизонту или вертикально, знаки на оболочку несферического аэростата наносятся в соответствии с пунктом 10 настоящего Порядка.
12. На гражданское воздушное судно, помимо государственного и регистрационного опознавательных знаков, должно наноситься изображение Государственного флага Российской Федерации, могут наноситься изображение флага субъекта Российской Федерации, а также товарные знаки - символы, надписи, эмблемы и иные зарегистрированные в установленном законодательством Российской Федерации порядке знаки3).
Изображение Государственного флага Российской Федерации должно располагаться выше изображения флага субъекта Российской Федерации и по размеру должно быть больше изображения флага субъекта Российской Федерации.
Изображение Государственного флага Российской Федерации наносится на киль или фюзеляж гражданского воздушного судна параллельно его продольной оси.
Форма Государственного флага Российской Федерации установлены Федеральным конституционным законом от 25 декабря 2000 г. N 1-ФКЗ "О Государственном флаге Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2000, N 52 (ч. 1), ст. 5020; 2002, N 28, ст. 2781, ст. 2782; 2003, N 27 (ч. 1), ст. 2697; 2005, N 10, ст. 753; 2008, N 45, ст. 5138; 2010, N 30, ст. 3985; 2011, N 1, ст. 1; 2013, N 51, ст. 6671; 2014, N 11, ст. 1088).
13. На гражданские воздушные суда, предназначенные для медико-санитарной службы, может наноситься изображение красного креста или красного полумесяца (далее - красный крест).
На самолетах красный крест наносится на крыло и киль.
На крыло красный крест наносится снизу и сверху между опознавательным знаком и законцовкой крыла.
На киль красный крест наносится с обеих сторон киля посередине его высоты, а при многокилевом оперении - на внешние стороны килей.
Одна из осей красного креста при этом располагается параллельно продольной оси фюзеляжа.
На вертолетах изображение красного креста наносится посередине обоих бортов и на днище фюзеляжа.
14. Внешняя раскраска гражданского воздушного судна осуществляется на основании разработанного владельцем эскиза, представляющего собой изображение гражданского воздушного судна с элементами раскраски и наносимых товарных знаков - символов, надписей, эмблем и иных зарегистрированных в установленном законодательством Российской Федерации порядке знаков.
15. При внешней раскраске гражданских воздушных судов все эксплуатационно-технологические надписи и знаки, нанесенные на гражданское воздушное судно изготовителем, а также аварийно-спасательная маркировка сохраняются и должны быть видимыми.
16. Без опознавательных знаков, нанесенных в соответствии с требованиями настоящего Порядка на элементы конструкции, гражданские воздушные судна к полетам не допускаются.
Одновременное нанесение на гражданское воздушное судно опознавательных знаков разных государств не допускается.
1) Часть В. "Национальные знаки, государственные гербы и общие знаки воздушных судов". Дополнение к Приложению 7 "Национальные и регистрационные знаки воздушных судов" к Конвенции о Международной гражданской авиации, издание пятое, 2003 год (www.icao.int).
2) Пункт 5.1 Приложения 7 "Национальные и регистрационные знаки воздушных судов" к Конвенции о Международной гражданской авиации, издание пятое, 2003 год (www.icao.int).
3) Пункт 4 статьи 34 Федерального закона от 19 марта 1997 г. N 60-ФЗ "Воздушный кодекс Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 1997, N 12, ст. 1383; 1999, N 28, ст. 3483; 2004, N 35, ст. 3607, N 45, ст. 4377; 2005, N 13, ст. 1078; 2006, N 30, ст. 3290, 3291; 2007, N 1 (ч. 1), ст. 29, N 27, ст. 3213, N 46, ст. 5554, N 49, ст. 6075, N 50, ст. 6239, 6244, 6245; 2008, N 29 (ч. 1), ст. 3418, N 30 (ч. 2), ст. 3616; 2009, N 1, ст. 17, N 29, ст. 3616; 2010, N 30, ст. 4014; 2011, N 7, ст. 901, N 15, ст. 2019, 2023, 2024; N 30 (ч. 1), ст. 4590, N 48, ст. 6733, N 50, ст. 7351; 2012, N25, ст. 3268; N 31, ст. 4318; N 53 (ч. 1), ст. 7585; 2013, N 23, ст. 2882, N 27, ст. 3477).