Возможный запрет Россией полетов по транссибирским и кроссполярным маршрутам для авиакомпаний, чьи государства ввели санкции против России, обойдется им в миллиарды долларов. Но ведь и Россия понесет потери?
Валерий Шелковников: Да, от роялти и аэронавигационных сборов, которые платят эти компании. Но наши потери несопоставимы: не более 400 млн долларов в год. Причем остальные авиакомпании - стран, которые не участвуют в санкциях, - как летали, так и будут летать.
Чем привлекательны транссибирские и кроссполярные маршруты? Раньше европейские и южноазиатские перевозчики, например, летали из Парижа, Лондона, Копенгагена, Стокгольма, Хельсинки в Токио через Северный Полюс, делали посадку в Анкоридже (США), и затем летели над Тихим океаном. Но полет над океанами всегда сложнее и опаснее, чем над сушей. Почему? Современные западные самолеты в основном имеют два двигателя. А по стандартам ИКАО на маршруте нужно обязательно иметь запасные аэродромы в пределах досягаемости 2,5 часа полета. Это на случай отказа одного из двигателей. Кроме того, такой перелет увеличивает время в пути на 4-6 часов, со всеми вытекающими последствиями.
Открытие транссибирского, трансполярного и трансазиатских маршрутов через территорию СССР в свое время было "жестом доброй воли" президента Михаила Горбачева. Позднее Россия, находясь в сложных экономических условиях, создала Магаданский Океанический центр управления воздушным движением на основе спутниковых технологий ИКАО и открыла через Северный Ледовитый океан и свою территорию полеты из аэропортов Северной Америки в аэропорты Юго-Восточной Азии и обратно. Сейчас ведутся работы по созданию нового Океанического центра управления воздушным движением в западной части Северного Ледовитого океана с центром в Мурманске.
Но на возможный запрет России Запад угрожает закрыть свое небо для российских авиакомпаний. Насколько это серьезно?
Шелковников: Это грозит настоящим авиационным коллапсом прежде всего для самой Европы. Придется пересматривать воздушные потоки, изменения самолетного парка, международные расписания, нагрузки на диспетчеров, всю организацию воздушного движения…Условия "холодной войны" мы уже проходили. И могучая гражданская авиация СССР, также в тисках санкций, десятками лет летала над нейтральными водами, открытыми морями и океанами на Кубу, во Вьетнам, во многие другие места мира. Находили разные решения совместно с дружественными странами. Не стоит забывать: всю Европу можно пересечь за три часа, США по диагонали - за четыре с половиной. А вот даже из Питера во Владивосток, Южно-Сахалинск, Анадырь самолет летит 10-11 часов…
Валерий Георгиевич, ведь именно вы в 1990 году по поручению правительства СССР подписали соглашение с США об организации полетов из Северной Америки через Северный Ледовитый океан в Юго-Восточную Азию через территорию СССР и обратно?
Шелковников: Да. Соглашение положило начало полетам по новым кроссполярным маршрутам. Это был огромный шаг в области международных воздушных сообщений. В газетах тогда писали: "Если Россия откроет воздушное пространство - мир будет летать по-новому!". В следующем году мы планировали с американскими коллегами отметить 25-летний юбилей этого события. Увы, праздник омрачили политики.
Вообще когда политики в ЕС и США тыкают "медведя" палкой, они забывают о том, что есть тысячи способов поднять медведя из берлоги, но очень трудно уложить его туда обратно.