Фестиваль "Окно в Европу" открывается фильмом Рената Давлетьярова "Пацаны"

Выборгский фестиваль "Окно в Европу" в этом году откроется фильмом режиссера Рената Давлетьярова "Пацаны", который выйдет в прокат 13 ноября при поддержке одного из крупнейших федеральных каналов. Картина называется так же, как знаменитый фильм Динары Асановой 1983 года, однако авторы "Пацанов"-2014 считают, что "другие названия не считываются аудиторией, особенно молодежью".

Видимо, наша молодежь - те, кому по 16-17 лет - хорошо помнят фразу "Пацан сказал - пацан сделал", а также речевой оборот "по-пацански" (что, кстати, доказывает высокорейтинговый сериал "Физрук" канала ТНТ). А для поколения 70-х слово "пацаны" имело совсем другой смысл. Не братва, а именно мальчишки - мальчишки с нашего двора. И вот была такая четверка тогда еще "мальчишек" - Юрий Коротков, Ренат Давлетьяров, Дмитрий Месхиев, Валерий Тодоровский. Не дворовая команда, как видите. Но мечта снять кино у них была примерно такая, как показано в сериале "Оттепель". Кино о мальчишках, о первой дружбе, о своем детстве. Сценарий написал Юрий Коротков, а Дмитрий Месхиев эту мечту исполнил в 1997 году. Фильм назывался "Американка". И это тоже уже надо объяснять - "играем на "американку" когда-то означало играть на желание.

У Рената Давлетьярова мечта осталась нереализованной. И настолько сильной, что он сделал кино, заранее знакомое всем и каждому в нашей стране. В этом фильме известно все. Каким будет следующий дом в маленьком городке, улица за углом, как готовятся к первомайской демонстрации, как воюют "кирпичные" и "железнодорожные", как танцуют на сельской дискотеке, как на экране удаляются в сторону горизонта герои "Неуловимых мстителей". Поверить сложно, но есть места, где мало что изменилось, и Советский Союз никуда не ушел... И "Американку" по телевизору показывают, и тех же "Неуловимых…" все смотрели, в том числе и молодежь. Ты знаешь этот фильм, как выученное стихотворение, просто "написано" оно другим шрифтом - возможно и компьютерным, хотя это не совсем так.

Фильм Давлетьярова часть поднимающейся волны "старых фильмов о главном". Старые песни о главном мы уже перепели, теперь снимаем старые фильмы, и речь не о римейках "Служебного романа" и "Джентльменов удачи". Это - концентрированная ностальгия. Два месяца назад на "Кинотавре" показывали фильм Оксаны Бычковой "Еще один год" - переснятое заново, молодой для молодых, володинское "С любимыми не расставайтесь". Актуально, как никогда. "Пацаны" - "вторая ласточка" и более "крупная", потому что снят фильм людьми из того самого времени, знающими материал гораздо глубже, чем Бычкова (при всем уважении к ее новому взгляду). Впереди нас ждут "А зори здесь тихие..." - "для молодежи", и еще, и еще... Фильмы уже раскрашивали, делали римейки, сооружали продолжения, теперь - новый виток. Но даже не это главное, что хочется сказать после просмотра новых "Пацанов". Важным кажется то, что у такого продюсера, как Ренат Давлетьяров (нынешний фильм - третья его режиссерская работа после "Моей безумной семейки" и "Стальной бабочки"), ориентированного на зрительское и коммерческое кино, остались амбиции, мечты и желания "сделать фильм для себя". Это кино снято для себя лично человеком, который все наши "лихие времена" умел зарабатывать деньги на кинематографе. Чтобы было понятно - это предприниматель, продающий "Кока-колу", но ее не употребляющий, или гендиректор телеканала, не смотрящий дешевое кино, которым потчует. "Пацанов" Давлетьяров снимал для себя. Он вложил в этот фильм всю свою душу - это видно. Но привычка, привычка... Привычка превращать все порывы души в коммерческий кинематограф оказалась сильнее.

У картины по крайней мере три эпизода, которые могли бы стать финальными. Но нигде режиссер не ставит точку, а предлагает зрителю самый фальшивый финал из всех возможных. Он же, скорее всего, будет самым "востребованным", особенно телеаудиторией. И, если до финала большинство зрителей узнает себя и маленький район или городок, где рос, и первую любовь, и драки, и обиды, и неидеальные семьи. И даже то, как мечтал, что придет "старший брат", "Красная Армия", "супергерой-трубач" - можно продолжить список - и спасет, поднимет, унесет… То финал возвращает моментально в наш современный кинематограф.

Что еще? Очень хороший музыкальный ряд в картине - вполне успешный CD с саундтреком можно издать. От музыки 70-х про "девчонку-невесту", которую " король издалека привез в королевство" до классики. Сильный кастинг - пацаны все неузнаваемо прекрасны. Особенно - но это уже субьективно - тот, кто играет Киселя: парнишку, который в советские времена верит в Бога. "Папина дочка" Даша Мельникова доказывает, что сильна не только ситкомами и сериалами. Гармаш, который вполне вжился в амплуа отца, отработав в бекмамбетовской "Черной молнии" и "Стилягах" Тодоровского. В "Пацанах" он по-отечески внимательный участковый - дядя Саша-милиционер.

Стоп. Коротков, Месхиев, Давлетьяров. А что снял Тодоровский? "Оттепель" и "Стиляг". Мечта, время, продюсер-режиссер. Пацаны - они и есть пацаны. Во все времена.