Речь идет о налогообложении прибыли и доходов, так называемых контролируемых иностранных компаний (КИК) - фондов, трастах, часть уставного капитала которых принадлежит российским компаниям или физлицам.
РСПП подготовил свой вариант законопроекта, предлагающий поэтапный подход к делу. Основные его положения "РГ" прокомментировал глава РСПП Александр Шохин:
- Прежде всего, отмечу, что число иностранных компаний, контролируемых российскими резидентами, составляет сотни тысяч. И законопроект должен предусмотреть простой и понятный порядок администрирования чтобы не стимулировать уход компаний "в тень", а физических лиц - к смене налогового резидентства. Мы исходили также из того, что законопроект не должен ухудшать конкурентоспособность российского бизнеса за рубежом, и привлекать инвесторов вкладывать средства в России.
РСПП предлагает ограничить сферы действия правил контролируемых иностранных компаний странами из нынешнего "черного" списка Минфина России, установить его неизменность в течение пяти лет действия закона. Этот список уже содержит те офшорные юрисдикции, которые компании в основном используются для обслуживания схем ухода от налогов и концентрации выведенных из-под налогообложения средств. Неизменность "черного" списка обеспечит необходимую стабильность налогового режима в России, что очень важно с точки зрения качества инвестиционного климата в стране.
Одновременно предлагаем пересмотреть Соглашения об избежание двойного налогообложения со странами, которые наиболее часто используются для владения российскими активами. Это Кипр, Нидерланды, Люксембург и Швейцария. Здесь необходимо увеличить минимальную налоговую ставку по налогу на дивиденды до 9 процентов.
Порог контроля контролируемых иностранных компаний мы предлагаем установить на уровне 50 процентов плюс 1 акция (с учетом взаимозависимых лиц). Это позволит включить в налогообложение иностранные организации, которые действительно контролируются российскими акционерами.
Также в законопроекте устанавливаются четкие критерии резидентства для иностранного юридического лица на территории РФ, секторальные исключения из категории КИК, переходный период, меры по стимулированию вложения средств КИК в национальные активы.
В нашем варианте законопроекта исключены из категории контролирующих иностранных компаний те, акции или депозитарные расписки которых прошли процедуру листинга или были допущены к обращению на биржах (в соответствии с перечнем, утвержденными ЦБ и Минфином), а также их дочерние организации. Это иностранные компании, имеющие существенное значение для российской экономики. В частности, компании, занимающиеся международными перевозками и фрахтом, участники соглашений о разделе продукции и концессионных соглашений, иностранные банки, страховые компании и другие профессиональных участники рынка ценных бумаг, действующие по лицензии иностранного государства. Вошли в него и организации, которые ведут деятельность по разведке, добыче и переработке полезных ископаемых.
Минимальный порог годовой прибыли устанавливается на уровне 10 миллионов рублей. Для снижения административной нагрузки на налогоплательщиков и налоговые органы, а также более плавного внедрения новых правил при включении в состав дохода контролирующего лица в 2016 году пороговое значение прибыли предлагается на уровне 50 миллионов рублей, в 2017 году - 30 миллионов рублей.
Также предусмотрены дополнительные переходные положения для безболезненной адаптации налогоплательщиков и налоговых органов к новым правилам. Это, например, освобождение от штрафов, связанных с расчетом налогооблагаемой базы и предоставлением отчетности по КИК, освобождение от уголовной ответственности в переходный период.
Предлагается зафиксировать возможность уменьшать прибыль каждой КИК на величину инвестиций такой компании, при условии вклада в уставный капитал российской организации или приобретения акций (долей) российских организаций. При этом доля контролируемой иностранной компании в капитале российской организации должны составлять не менее 25 процентов с учетом соответствующей инвестиции.
Очень важно, что ключевые элементы законопроекта - этапность его применения, необходимость обеспечить его жесткость одновременно с его понятностью бизнесу, исполнимостью и администрируемостью, поддержана Президентом страны.
Учитывая сжатые сроки доработки документа, РСПП полагает, что включать конкретные предложения по механизмам администрирования преждевременно - их надо обсуждать. Но это не отвергает возможности внесения поправок в закон уже в 2015 году. Порядок же применения этой более жесткой конструкции по деофшоризации начнется с 1 января 2019 года. Эту дату, кстати, предлагает и Минфин.