Девушки тут хотят сниматься лежа, а парни почему-то желают, чтоб их изобразили бегущими прочь. Штатный фотограф Музея оптических иллюзий нарасхват, каждый посетитель музея желает быть запечатленным повисшим на воздушном шаре или игрушкой под рукой гигантского младенца.
В самом центре Москвы, за углом Театра им. Вахтангова на Арбате, открылся Музей оптических иллюзий. На первый взгляд подогреваемый стандартным арбатским пейзажем с рисующими портреты местными живописцами - абсолютно вписывающийся в местный колорит объект: просовывай голову в дыру и становись ангелом, за спиной которого рассекают облачный воздух белые крылья.
Но тут не все так просто. Вставай, держи, что есть сил, тяжеленные (толстый картон? ДСП?) фолианты, что больше тебя, обнимай, раскинув руки, лежащий перед тобой том "Войны и мира", подпрыгивай (пусть уж тут твой молодой человек постарается вовремя нажать на спуск) и "полетишь" на воздушном шаре, ухватившись за торчащий из нарисованного на стене шарика настоящий канат, встань, подними руки - и тебя твои друзья по "ВКонтакте" увидят тебя висящим в панике вверх ногами и поглощаемым многоногим спрутом.
Куратор проекта Татьяна Титова, человек с серьезным художественным образованием, уже много лет занимается оптическими иллюзиями и знает, как они интересны всем, от детей до взрослых. Она с удовольствием включилась в проект, задуманный группой бизнесменов, и спроектировала из набора офисов на втором этаже здания в глубине Малого Николопесковского переулка галерею образов и мизансцен. Под ее руководством идею неделю за неделей воплощали в жизнь два десятка художников со всей России. И нет в этой галерее мизансцены, в которой посетителю не захотелось бы себя сразу запечатлеть, будь то тарелка, на которой герой снимка увидит себя между 3D хлебом, 3D редиской и 3D вилкой, или болото, в котором вам удастся увильнуть от стаи разъяренных 3D крокодилов.
Главный же фокус музея - это, конечно же, "комната Эймса". Немецкий офтальмолог в прошлом веке, исследуя парадоксы человеческого зрения, придумал помещение с искаженной перспективой, и теперь, когда в разные углы этой комнаты в музее заходят два человека одного роста, один из них на снимке нависает над другим, как циклоп над Одиссеем. Кстати, напротив каждого объекта здесь на полу обозначена точка, обеспечивающая фотографу (снимать тут можно и даже нужно, ради этого музей и задумывался) наилучший ракурс, в котором та самая, на снимке делающая ирреальное реальным перспектива не должна сбиться.
Оптическая иллюзия как зрелище не новость в развлекательном бизнесе. В Сеуле подобный арбатскому музей работает уже четыре года, и ежегодно тысячи туристов ходят там по воображаемому цирковому канату и изображают из себя балерин, в голландской Гааге целый этаж галереи классика сюрреалистической графики Мориса Эшера отдан под интерактивный развлекательный центр, где посетители могут стать частью оптической иллюзии.
То, что мы сейчас можем увидеть в закоулках старого особняка в Малом Николопесковском, лишь старт проекта: Татьяна Титова не расстается с планшетом, в памяти которого - будущие настенные пейзажи, новые иллюзии, которые заменят те, которыми уже сейчас пестрят фотоленты в социальных сетях, ведь за день по залам Музея иллюзий проходит по 500-600 посетителей. Новый проект Тани - готовящийся к открытию здесь же, на Арбате, Дом великана. Спонсоры Музея оптических иллюзий взялись за следующую идею, в которой гость дома попадает в квартиру к таинственному гиганту и становится лилипутом среди Гулливеров: вокруг все циклопическое, а он будет ходить, пытаться поднять чайную ложку больше его самого или, как по канату, вскарабкаться на стул в столовой. Расчет на желание людей показать себя другими, лучшими, чем они есть в чрезвычайных обстоятельствах, может и на сей раз оказаться верным.
... Вот только выходишь из Музея оптических иллюзий - и сразу погружаешься в привычную атмосферу Арбата XXI века: звук перфоратора, запах ротбанда, белая от неотмытой штукатурки плитка под ногами. Вокруг нас по-прежнему привычная реальность безо всяких иллюзий.