11.08.2014 23:40
    Поделиться

    Банки стали тщательнее проверять своих клиентов

    Банки стали тщательнее следить за уплатой бизнесом налогов
    В последнее время компании, имеющие несколько счетов, стали получать от банков требования подтвердить уплату налогов. Причины такого интереса очевидны. С одной стороны, растет число фирм, имеющих более одного счета, а значит, один из них свободен от проведения налоговых платежей. С другой - кредитные организации осторожничают, а неуплата клиентами налогов - верный путь к отзыву лицензии.

    Если у компании есть счет в банке, но налоговые платежи по нему не проходят, в банке начинают подозревать, что клиент является "однодневкой". В этой ситуации у банка есть право проверить, платит ли организация налоги через другой банк. "Отсутствие по банковскому счету операций, связанных с уплатой налогов и иных обязательных платежей в бюджет, может свидетельствовать о необычном характере деятельности владельца счета. Возможность квалификации подобной деятельности в качестве подозрительной напрямую предусмотрена положением Центробанка от 2 марта 2012 г. N 375-П. У обслуживающего банка точно возникнет желание проверить клиента, если все совершаемые по банковскому счету операции являются транзитными (связаны только с зачислением и списанием средств от контрагентов)", - говорит Егор Батанов, партнер юридической компании "Некторов, Савельев и партнеры". Практика направления запросов об уплате налогов через другой банк возникла несколько лет назад. Но последнее время банки стали более настойчиво интересоваться отсутствием налоговых платежей по счетам своих клиентов.

    Кредитные организации стараются тщательнее проверять своих клиентов из-за пристального внимания со стороны ЦБ РФ

    На увеличение количества запросов повлияла политика ЦБ РФ. С начала года по причине отзыва лицензий решением ЦБ закрыт 41 банк. Это привело к тому, что многие компании, являющиеся клиентами небольших банков, решили открыть дополнительные счета. В итоге появилось больше фирм, оплата налогов которыми для банка не очевидна. При этом нельзя сказать о массовом открытии дополнительных счетов. "Количество открытых компаниями допсчетов действительно увеличилось, но не слишком. Разделение счетов и их смена приводит к исправлениям во многих документах, что усложняет ведение учета. И, например, в договорах и соглашениях с контрагентами приходится изменять реквизиты счетов", - отмечает Михаил Филиппов, юрист компании "Налоговик".

    Кредитные организации стараются тщательнее проверять своих клиентов из-за пристального внимания со стороны ЦБ РФ. "Несоблюдение требований "антиотмывочного" законодательства все чаще называется Центробанком в качестве основания для отзыва банковской лицензии", - говорит Батанов. Поэтому ситуация с участившимися запросами спровоцирована скорее активностью банков и их боязнью столкнуться с санкциями ЦБ РФ, чем с активностью компаний по открытию допсчетов.

    Однако результат проводимой банками работы не впечатляет. Банкиры не рапортуют, что обнаружили в рядах своих клиентов "однодневку". "Во многих случаях направление подобных запросов является формальной операцией. У банка нет оперативной возможности проверить достоверность представленных ему выписок и тем более оценить, насколько суммы уплаченных налогов, указанные в такой выписке, соответствуют масштабу и характеру деятельности владельца счета. Поэтому многие банки ограничиваются получением минимального количества информации от клиента и не проводят серьезной оценки его деятельности", - заявляет Батанов.

    Тем не менее правила взаимодействия банка с клиентами ужесточаются. "С 1 июля 2014 года действует новая инструкция Банка России об открытии и закрытии банковских счетов, счетов по вкладам (депозитам) и депозитных счетов от 30 мая 2014 N 153-И. До 1 июля 2014 года банки были вправе отказывать в заключении договора банковского счета, если клиент не предоставил документы или сведения, необходимые для его идентификации (п. 1.2 Инструкции N 28-И). С 1 июля банк при тех же обстоятельствах обязан отказать в заключении договора (п. 1.2 Инструкции N 153-И). К "идентифицирующей" информации относятся регистрационные документы, сведения о присутствии или отсутствии организации по юридическому адресу, перечень видов деятельности, список основных контрагентов и другие сведения. Таким образом, налицо расширение полномочий банков в области проверки сведений владельцев банковских счетов, а следовательно, оснований для приостановки денежных операций", - считает Артем Денисов, управляющий партнер юридической компании "Генезис".

    Новые правила работы стимулируют банки налаживать с клиентами тесный контакт. Только такой подход действительно помогает проверить добросовестность клиента как налогоплательщика. "Мы делаем все возможное, чтобы идентифицировать нашего клиента, познакомиться с ним - это не только подтверждение уплаты налогов, это личные встречи, знакомство с бизнес-планами компании-клиента", - рассказывает Александр Железняк, председатель правления финансовой группы ЛАЙФ.

    Сложившаяся на банковском рынке ситуация может привести к тому, что небольшие банки станут слабее, а крупные - сильнее. Этому поспособствует приток клиентов в те банки, которые с учетом сложившихся обстоятельств будут выглядеть надежнее. "В условиях активизации деятельности Центробанка по ликвидации подозрительных банков все более опасным становится хранение денег в небольших банках. Поэтому можно ожидать, что некоторые клиенты, опасаясь рисков потери своих средств, перейдут на обслуживание в крупнейшие российские банки", - прогнозирует Батанов.

    Поделиться