Сегодня все больше и больше внимания государство уделяет регулированию миграционного законодательства, в частности, в сфере легализации мигрантов, если рассматривать конкретно, - улучшаются условия пребывания иностранных рабочих на территории России, вводятся упрощенные режимы получения временных трудовых виз. Это важный и нужный шаг навстречу бизнесу, потому что квотирование, в первую очередь - рассадник коррупции и основной тормоз российской экономики.
Давайте разберемся. При привлечении на работу мигрантов предприниматель должен тщательно планировать свою работу на год вперед, что в условиях существующего законодательства практически невозможно. В частности, до 1 июня необходимо было заказать квоту, например, на 30 мигрантов, если потенциальный работодатель этого сделать не успевает, то ему не дают нужное количество разрешений на работу.
Или другая ситуация: получив квоту на 30 человек, предприниматель выигрывает тендер и для успешной реализации проекта ему требуется дополнительное число рабочих - откуда их взять? - при условии того, что по данным минтруда, в стране сейчас самый низкий уровень безработицы за последние 10 лет. Таким образом, работодателя буквально вынуждают идти "сомнительными" путями решения проблемы. Он начинает искать юридические организации, чтобы они помогли официально зарегистрировать мигранта. А такое разрешение стоит недешево - до 60 тысяч рублей.
Другое дело - приобретение патента, стоимость которого всего тысяча рублей, - это доступная цена и для работодателя, и для мигранта, который может купить его самостоятельно. Новый закон отменяет квотирование, благодаря чему не ФМС, а администрация региона будет самостоятельно решать, сколько им нужно мигрантов на ту или иную работу в той или иной отрасли и на какой период, деньги же, полученные с патентов, пойдут в казну государства, а не в карманы чиновников. Таким образом, если закон о патентах примут, - это существенно облегчит жизнь предпринимателям, они теперь не будут думать о том, где быстро найти рабочие руки, а все свое внимание направят на улучшение качества предоставляемых компанией товаров и услуг.
Мигранты также, в свою очередь, будут меньше бояться того, что их депортируют, прекратится "текучка" кадров, к примеру, когда уже обученного работодателем работника по каким-то причинам выдворяют из страны и вместо него приезжает кто-то другой, из которого приходится "лепить" специалиста заново.
Согласно предлагаемым изменениям в законодательство, для того чтобы работать на территории России, помимо патента, который определяет время пребывания мигранта, необходимо также предоставить медицинскую справку об отсутствии наркомании и инфекционных заболеваний, оформить полис добровольного медицинского страхования и главное - сдать экзамен по русскому языку, российской истории и законодательству.
Отдельно хотелось бы остановиться на предлагаемых тестах на знание русского языка для мигрантов. Здесь нужно понимать, что сейчас в Россию в основном приезжают люди, желающие трудоустроиться на низко квалифицированные специальности (работать дворниками, строителями, подсобными рабочими, грузчиками), поэтому совершенно очевидно, что тесты должны быть упрощены или дифференцированы под конкретного квалифицированного специалиста.
Например, лексический запас обычного рабочего должен быть около 850 слов, чтобы мигрант смог адаптироваться в стране, общаться на бытовом уровне и ему совершенно не обязательно знать конституционный строй России, кто такой Иван Грозный или как зовут известного российского ученого, лауреата Нобелевской премии по физике 2000 года. Эти вопросы будут затруднительными и для коренных жителей страны, а те "эрудиты", которые разрабатывали подобный опросник, мягко говоря, оторваны от жизни или хотят спровоцировать очередной виток коррупции, который заставит приезжих платить оброк за сдачу подобных тестов.
Сейчас, правда, началась работа по упрощению тестов: заменяют сложные вопросы, некоторые слова обозначают рисунками, разрабатывают дифференцированные по сложности варианты, но все-таки для того, чтобы довести их до конца, необходимо для начала провести пилотные тестирования в 2-3 регионах. И на основе этого уже сформировать весь опросник, а затем уже и полный набор требований к приезжающим в нашу страну. Как бы не затягивался этот процесс, но работу нужно довести до конца, полностью отрегулировав миграционное законодательство, ограничив к нам выезд людей с криминальными наклонностями, расширив возможности для въезда трудовой миграции, а затем и для адаптации ее в нашей стране.
Совершенно очевидно, что экономике России не обойтись без трудовых мигрантов. Бесконечные разговоры о том, что приезжие занимают рабочие места коренного населения и отнимают работу у наших сограждан абсолютно безосновательные. Многие предприниматели сбились с ног в поисках квалифицированной рабочей силы, пытаются привлекать кандидатов и специалистов как рублем, так и социальными пакетами, условиями труда. Проблема кадров, особенно спрос на низкоквалифицированные специальности, стоит остро как никогда. Наша молодежь в своей основной массе стремится трудоустроиться на престижные профессии, люди среднего и пожилого возраста также считают ниже своего достоинства подметать улицы, заниматься укладкой асфальта, работать курьерами и грузчиками. Поэтому именно мигранты сегодня стали основной силой, движущей экономический процесс не только в нашей стране, но и в Европе. Это мировая тенденция, и мы здесь, к счастью, не исключение! Этому процессу не надо сопротивляться, нужно его правильно регулировать и направлять в мирное, трудовое русло, извлекая пользу для благополучия и развития государства.