Всехсвятское - одно из старых тульских кладбищ. Оно образовалось в конце XVIII века и находится практически в самом центре города - окружает зеленым массивом кафедральный собор Всех Святых. Здесь покоятся многие известные туляки: православные мученики и святые старцы, тульские купцы, отличавшиеся благотворительностью, герои, павшие на фронтах. Но большинство захоронений - простых горожан. Хоронить на Всехсвятском запретили еще несколько десятилетий назад. Его площадь 34 гектара, оно окружено кирпичной стеной. Стена красивая, старинная, хоть и со следами разрушений, но ее восстанавливают. А что за ней?
...В жаркий летний полдень кладбище встретило нас ревом бензопилы и грохотом падающих деревьев. Благоустройством старых тульских захоронений занимался десяток гастарбайтеров, плохо говорящих по-русски. Как пояснил Сейфулла, приехавший в Тулу из узбекской глубинки, им велели скосить всю траву и оставлять только те деревья, которые не обхватишь двумя ладонями. Два человека вырезали стволы, остальные их выносили. Делали они порученную работу старательно, но без трепетности, не обращая внимание, куда ставят ноги и в какую сторону падают деревья.
Результаты этой бурной деятельности обнаружились сразу: слева от храма и за ним кучами громоздились только что спиленные кусты и молодые деревья. Вместе с сорной порослью под бензопилу попали молодые каштаны и редкий в этих краях серебристый тополь. Как выяснилось, эти деревья высадили специально, ухаживали за ними церковные служители. Чтобы не снесли под корень и уцелевшие деревца, они спешно крепили на них написанные от руки таблички: мол, эти не трогать.
О предстоящем благоустройстве Всехсвятского кладбища туляки ничего не знали: скандал разразился, когда горожане обнаружили обезображенные могилы. Впрочем, далеко не все туляки недовольны происходящим. Пенсионерка Надежда Розанова, встреченная на одной из аллей, даже обрадовалась, что вырубили поросль и убрали старое рухнувшее дерево, под которым ей приходилось подлезать, чтобы попасть на могилу погибшего в 1943 году родственника.
- Я уже собиралась нанять кого-нибудь, но все откладывала - дорого. А тут все бесплатно сделали, - отметила она.
И в самом деле - за кладбищенской стеной, в той части, где работы уже закончены, стало намного светлее и чище. Проявились старинные надгробия и таинственные семейные склепы. Однако впечатление портит еще не вывезенный, но уже собранный в кучу мусор и горы спиленных деревьев. Повсюду встречаются смятые оградки, вытоптанные или скошенные цветники, попадаются даже разбитые памятники...
Никто не спорит с тем, что наводить порядок на кладбище надо. У многих похороненных здесь уже нет родственников, другие навещают некрополь крайне редко. Вот и образовалось посреди города довольно неприглядное место с разбросанными повсеместно пустыми бутылками и использованными шприцами. Но кто должен ухаживать за брошенными могилами?
Вообще захоронения на Всехсвятском кладбище можно разделить на несколько категорий. Есть мемориальные: три братских могилы времен Великой Отечественной войны и одиночные Героев Советского Союза, за которыми следит муниципалитет. Пару раз в году - к Дню Победы и годовщине снятия блокады Тулы - их приводят в относительный порядок, возлагают венки. Летом эти мемориалы, как правило, зарастают сорняками, зимой их засыпает снегом. Иная категория - могилы тульских святых старцев и церковнослужителей. Здесь всегда порядок, за ними ухаживают постоянно. Ухоженными выглядят и захоронения, представляющие музейную ценность.
Любопытно, что в городе оружейников есть "Тульский некрополь" - первый в России провинциальный историко-архитектурный и ландшафтный музей, занимающийся выявлением и сохранением памятников истории на старинных кладбищах. Как пояснила замдиректора этого учреждения Ирина Картавых, под их опекой захоронения известных туляков и меценатов. Глобально отслеживать состояние всех могил - задачи у музейщиков нет. Да и как использовать бюджетные деньги на частные захоронения?
- Есть опыт Санкт-Петербурга, где все старые кладбища музеефицированы, - отметила специалист. - Но музеефицировать всю территорию Всехсвятского кладбища невозможно. Здесь довольно долго вели захоронения, и ценные участки "растворились" в общей массе. Но что-то предпринимать надо. Может, установить некие зоны влияния, определив, кто за что отвечает. К примеру, в прошлом году муниципалитет начал вырубать здесь аварийные деревья, но делалось это варварским способом. В этом году все же более грамотный подход - на начальном этапе к нам даже обратились за рекомендациями. Мы в свое время, чтобы привести в порядок "свои" могилы, привлекали студентов. Может быть, эту миссию могли бы взять на себя волонтеры. Надо взывать к землякам, чтобы они как-то способствовали приведению в порядок этой территории.
Пока музейщики рассуждали о высоком, тульский бизнес усмотрел в этом деле выгоду. На запрос "РГ" в администрацию города о том, кто и как занимается благоустройством Всехсвятского кладбища, был получен лаконичный ответ: тульская фирма, выигравшая конкурс. Из других подробностей сообщили лишь, что "все виновные в порче оградок и надгробий получили выговор", а все ограждения будут восстановлены за счет фирмы.
Однако в распоряжении "РГ" оказался "Протокол оценки заявок на участие в открытом конкурсе "на выполнение работ Валке деревьев", подведения итогов конкурса" (орфография названия документа сохранена). В нем говорится, что в конкурсе участвовали два тульских ООО. Обе фирмы были готовы выполнить техническое задание за одинаковую сумму - около девяти миллионов рублей. Но у первой в отличие от второй не было подобного опыта, поэтому комиссия отдала предпочтение последней. Словом, все логично.
Но интерес вызывает техническое задание, которое мэрия предложила выполнить коммерческим структурам, оплачивая эти работы из городской казны. В документе говорится о санитарной валке деревьев, в том числе с использованием автогидроподъемника, на двух кладбищах - Всехсвятском и Горняцком. Увы, никакой сложной техники, кроме бензопилы, мы у работающих гастарбайтеров не обнаружили. Еще занимательнее пункты под названием "Последовательность выполнения основных строительных работ" и "Технология выполнения работ". В частности, здесь оговаривается "демонтаж металлического ограждения для работы техники". А после расчистки от деревьев, кустарников и бытового мусора специалистам фирмы надо соорудить ... "понтон, устройство канатного сплава деревьев". Погрузить все вырезанные деревья и кустарники, а равно и мусор на этот понтон и сплавить его по реке. Потом перенести деревья и мусор с понтона на самосвалы и вывезти на городскую свалку, а металлическое ограждение смонтировать обратно. Да только ни на Всехсвятском, ни на Горняцком кладбищах нет реки! Не говоря уже о том, что никто не занимался демонтажем кладбищенских оградок.
Получается, что некий чиновник, скажем, машинально или по ошибке использовал техзадание для расчистки берега реки вместо того, чтобы разработать технологию благоустройства кладбища. А представитель фирмы, даже не читая, согласился эту задачу выполнить. В результате получился абсурд стоимостью девять миллионов рублей. Срок исполнения - 30 дней. Если учесть полное отсутствие реки и сложной техники, гастарбайтеры должны бы получать по 25-30 тысяч рублей в день. Да за такие деньги они бы не то что оградки монтировали-демонтировали - за свой счет посадили бы цветы на каждой могилке! Но выяснение, куда потек бюджетный ручеек, - это уже задача другого, нежурналистского расследования.