- Происходит накопление массы ледового тела за счет его подпитки каменными обвалами, снежными лавинами, ледяными массами - прежде всего, со стены горы Джимарай-хох, а также за счет обрушения висячих ледников Казбеко-Джимарайского плато, - рассказал инженер Владикавказского научного центра РАН Валерий Дробышев. - Прежде мы наблюдали три отдельных боковых ледника-притока, которые активно росли после катастрофы 2002 года. Сейчас они слились в единое тело, и образовался уже новый ледник Колка, гораздо меньших размеров, но растущий достаточно уверенно. Однако вряд ли он достигнет прежних размеров в ближайшие пять-десять лет, должно пройти больше времени.
По мнению ведущего научного сотрудника географического факультета МГУ Ирины Сейновой, нынешние риски в этом районе Осетии связаны, прежде всего, не с катастрофическим движением Колки, а с возможностью образования разрушительного селевого потока.
- Если экстремальные осадки будут иметь место, то накопление в долине реки Геналдон с 2002 года большого количества рыхло-обломочного материала может породить селевой поток в восемь-десять метров. Он свободно пройдет через Кармадонские ворота и будет угрожать поселениям и инфраструктуре, расположенных ниже долины реки Гизельдон, - поделилась неблагоприятным прогнозом Сейнова.
По убеждению ученых, в Кармадонской котловине лед под моренным чехлом все еще есть. Поэтому не исключаются просадки грунта при его протаивании, что не позволяет уверенно строить автодорогу по прежней трассе.
- По тоннелю, в котором, по одной из версий, могла укрыться от ледникового обвала съемочная группа Сергея Бодрова, еще недавно текла река Геналдон и, казалось, ничто ей помешать не может. Но в ходе строительных работ река была сдвинута, размыла ледяные массы и течет теперь на более низких отметках, продолжая размывать лед в затененных местах завала, где ледяная масса не протаивает под воздействием солнечных лучей. Обнажился вход в тоннель, нам удалось пройти по нему несколько десятков метров, - рассказал руководитель экспедиции, доцент географического факультета МГУ, кандидат географических наук Сергей Черноморец.
Одной из задач исследователей было проведение инструментальной съемки нынешних параметров ледника в зоне его зарождения, а также ледового завала в Кармадонской долине. Такая съемка проводится раз в пять лет. Первая осуществлялась в 2004 году, затем - в 2009-м, и вот теперь. По словам ученых, необходимо отслеживать динамику изменения ледника и деградации ледового завала. По самым предварительным выводам, объем нового, накопившегося за пять лет материала, составляет не менее десяти миллионов кубометров. Съемка велась с применением безотражательного лазерного дальномера и теодолита для получения обновленной топографической карты и оценки изменений накопившихся или перемещенных масс путем сравнения с прежними картами.
- Впервые проводились эксперименты с применением квадрокоптера - беспилотного летательного аппарата на базе авиамодели, представляющей из себя рамку с четырьмя винтами, на которой установлена камера. Это дало возможность более детально рассмотреть ледник сверху, - отметил Черноморец.
Участники экспедиции едины во мнении, что нельзя сбрасывать со счетов тектонические и вулканические причины возникновения катастрофических экзогенных (поверхностных - авт.) процессов. Район вокруг горы Казбек достаточно катострофичный, и необходимо присмотреться к нему внимательнее, считают они.
- Казбек - спящий вулкан. Извержения на вершине были около 200 тысяч лет назад, но у него есть кратеры побочных извержений, малые конусы на склонах. И, хотя нет видимой активности вулкана, но, тем не менее, есть поток глубинного тепла, горячие минеральные источники по периферии, возможен разогрев под ледниками, и это может ускорять их движение, - говорит руководитель экспедиции.
По словам Черноморца, Казбек - это очаг, проявляющий себя в последние годы очень активно. А в контексте с Девдоракским обвалом, который резонирует с Колкинским, это тема, которая должна вызывать очень пристальный интерес.
- Необходимо осуществить фундаментальные исследования эндогенного (глубинного - авт.) спектра рисков: прозондировать глубинные процессы с помощью аппаратуры, поставить эту работу в режим как минимум ежегодного мониторинга, наблюдая, как магматическая камера в недрах эволюционирует. Эндогенные процессы неотрывны от экзогенных, поэтому наши исследования остаются ущербными из-за неполного охвата. Мы видим активизацию поверхностных, склоновых процессов, но и что творится внутри, нужно непременно рассмотреть, - высказал убеждение Сергей Черноморец.
Ученые считают, что здесь большое поле деятельности для Института физики земли РАН. Возможно, исследования начнутся с помощью целевой программы или грантов, но работу проводить необходимо. А поскольку по очагу проходит государственная граница, важно сделать исследовательский проект совместный с коллегами из Грузии.
В составе экспедиции работали ученые и специалисты МГУ им. М.В. Ломоносова, Кубанского госуниверситета, проектно-изыскательской организации Госстроя России "СевКавТИСИЗ" (г. Краснодар), ООО "Росгеоизыскания" (г. Москва), Высокогорного геофизического института Росгидромета (г. Нальчик) и Владикавказского научного центра РАН и правительства Северной Осетии.
Справка "РГ"
Гора Казбек высотой 5033,8 метра - трансграничный объект. Большая часть Казбеко-Джимарайского массива находится на территории Грузии. Специалисты считают, что изучать ледники необходимо комплексно и со всех сторон, а для этого необходимо взаимодействие с грузинскими представителями. Опасных ледников здесь три: Колка, Девдорак и Абано, также выходящий в район Казбеги и угрожающий при обвале перекрыть Военно-Грузинскую дорогу.
Колка - ледник, находящийся в верховьях реки Геналдон на северном склоне Казбекско-Джимарайского горного массива. По разным данным, длина ледника - 3,2 - 8,4 километра, площадь - 7,2 квадратных километра.
В сентябре 2002 года сход Колки унес жизни больше 120 человек погибшими и пропавшими без вести, в том числе 42-х человек из съемочной группы Сергея Бодрова, снимавшего фильм в Кармадонском ущелье Северной Осетии.
Ледово-грязе-каменный поток неожиданно пронесся по ущелью со скоростью более 200 километров в час, разрушив все на своем пути. Крупномасштабные спасательные и поисковые работы не дали результата. Однако по мере таяния ледника картина трагедии может проясниться.