По его словам, комплексная реконструкция набережных Москвы-реки была проведена в 1930-1940-е годы по Генеральному плану столицы от 1935 года. С тех пор масштабной реновации этих территорий не проводилось. Тем не менее именно прибрежная часть центра столицы обустроена довольно прилично, чего нельзя сказать об участках, расположенных выше и ниже по течению, то есть в северо-западном, а тем более, юго-восточном районах. Около 12% этой территории вообще неблагоустроенно. Примерно четверть земель занимают промзоны. Из 201 км набережных для пешеходов и велосипедистов сейчас обустроено всего 33,5 км, а протяженность автодорог вдоль русла составляет 47,5 км. К остальным набережным либо нет доступа, либо они вовсе не сформированы.
Конкурсантам предстоит разработать проекты, "расположив" вдоль Москвы-реки системы рекреационных пространств (парков, скверов) и других прибрежных территорий, обустроенных, доступных и эффективно используемых в соответствии с современными экологическими требованиями. Приветствуется и наличие жилой застройки. Параллельно проектировщики должны предложить рекомендации по оздоровлению окружающей среды и повышению комфортности уже существующих общественных мест у реки. Для жителей и гостей столицы планируется организовать удобные транспортные и пешеходные мосты, переходы, а также культурно-досуговые заведения у воды.
Что касается мостов, то сейчас их в черте города 37, что сопоставимо с европейскими столицами. Так, через Шпрее в Берлине 45 мостов, через Сену в Париже - 35. Но Однако там реки текут по городу не 80 с лишним километров, а гораздо меньше. И если в центральной части Москвы мосты располагаются довольно плотно, то в верхнем течении расстояния между ними бывают и по 15 км.
Техническое задание конкурса, сообщила и.о. директора Института Генплана Москвы Карима Нигматулина, предполагает переосмысление транспортной функции Москвы-реки, реформирование системы речных пассажирских перевозок. Сейчас же регулярное пассажирское сообщение по воде не налажено, популярны только экскурсионные и прогулочные рейсы. Объем грузовых речных перевозок составляет 9 млн тонн в год при общем грузопотоке столицы в 60 млн. То есть большой потенциал для развития кроется и здесь.
Ну и конечно, прибрежная часть города - отличное место для жилищной застройки. "Поскольку недвижимость около воды стоит дороже на 10-15%, недостатка в инвесторах здесь не будет, - сообщил "РГБ" Сергей Кузнецов, - конечно, вряд ли это будет жилье эконом-класса. Впрочем, рынок сам определит, какое жилье здесь строить".
Прием заявок на участие в конкурсе продлится до 12 сентября. А имя победителя назовут в середине декабря.