Нестабильная экономическая обстановка не отразилась на строительной отрасли. Напротив, наблюдается уверенный рост. "За 2013 год было построено 70 млн кв. метров жилья. Для сравнения: в 2012 году - 65 млн кв. метров. Мы волновались, что в этом году будет снижение. Но по результатам первого полугодия видим рост в 30%", - сообщил министр строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ Михаил Мень. Высокими темпами строительства отличился и организатор выставки - Московская область. "В Подмосковье строится очень много жилья - около 7 млн кв. метров. В первом полугодии 2014 года мы идем с опережением, рост составляет 33%", - заявил губернатор Московской области Андрей Воробьев.
Освоение Подмосковья выходит сегодня на новый уровень, строятся уже не отдельные жилые дома или комплексы домов, а мини-города с собственной инфраструктурой. Хотя социальной инфраструктуры Подмосковью по-прежнему недостает. "Важно вовремя сдавать детские сады, школы и поликлиники. К сожалению, мы жителям задолжали. Сегодня активно сокращаем отставание, вводя большое количество социальных объектов. В будущем мы ситуацию выровняем так, чтобы количество социальных объектов соответствовало количеству квадратных метров жилья", - сообщил Воробьев.
Само понятие жилого комплекса серьезно меняется. На первый план выходит не площадь квартир, а окружающая среда. "Если мы будем гнаться только за увеличением темпов, мы столкнемся с тем, что получим не интересный для потребителя проект. Спальный район с безликим видом и неудобным для жизни содержанием. Сегодняшний потребитель за свои деньги хочет получить не квадратные метры, а определенное качество жизни", - говорит Дмитрий Бадаев, генеральный директор компании Вектор Инвествементс. "Облик городов и качество жизни людей, которые их населяют, выходит на первый план. Строители не должны возводить коробки, они должны создавать комфортную среду проживания: пешеходные зоны, детские сады, развлекательные зоны. Развитие территорий, организация социальной инфраструктуры - все это входит в компетенцию ответственного застройщика", - считает Воробьев.
Московская область становится площадкой для формирования тенденций, которые могут стать правилом для всей страны. К примеру, именно здесь удалось переломить стереотип о дороговизне малоэтажной застройки. Сегодня за пределами Москвы строится большое количество малоэтажных проектов всех ценовых категорий. "Себестоимость у строительства малоэтажки ниже, чем у многоэтажки. А цена такая же, как у многоэтажного жилья, но комфорт жизни намного выше - это хорошие дворы, просторные парковки, знакомые соседи", - говорит гендиректор RDI Group Сергей Коротченков.
Решение проблемы транспортной доступности новых районов выходит сегодня на первый план. Стоимость квартир зависит в основном от того, как быстро и на каких видах транспорта можно добраться из района в центр Москвы. "Транспортный вопрос для нас является решающим. Там, где транспортные вопросы не решены, где дороги отсутствуют, мы не принимаем решения о строительстве", - говорит Воробьев. Сегодня развязки, дороги и станции метро строятся одновременно с жилыми кварталами. Сроки сдачи жилых и инфраструктурных объектов максимально приближены.
Сегодня Подмосковье старается расширить транспортную доступность за счет введения скоростного трамвая - наземного метро. "Мы надеемся, что этот проект позволит нам качественно изменить пользование общественным транспортом. После разработки концепции мы приступаем к строительству первой линии", - заявил Воробьев. Также губернатор МО сообщил, что считает нужным начать транспортное соединение подмосковных городов. Сейчас во многие соседние города области можно попасть только через Москву.
На выставке был рассмотрен опыт зарубежных стран по повышению транспортной доступности агломераций. К примеру, Японии и Франции, которые вложились в развитие скоростного железнодорожного транспорта. Это сделало города ближе, а пригород доступным для дополнительной жилой застройки.
Еще одно решение, реализованное за рубежом, - сокращение маятникового движения. Несколько миллионов человек ежедневно приезжают на работу в Москву из области и возвращаются домой вечером. На дорогу они тратят 2-3 часа в день. Одно из решений - создать достаточное количество рабочих мест в области. Партнер японского архитектурного бюро Nikken Sekkei Фади Джабри представил опыт Токио, который очень похож на Москву. "В Подмосковье живет 40% населения региона, 60% - в Москве. В Токио 75% населения живет за пределами города", - говорит эксперт. Снижение маятникового движения произошло за счет создания тематических городов. Так, город-спутник Токио Иокогама - это новый бизнес дискрет. В Сайтоме разместились чиновники. В одном из спутников - филиал токийского университета, где живут преподаватели и студенты. По словам Фади Джабри, "города-спальники" быстро стареют, тематические города, напротив, имеют потенциал для развития.
Тематические города могут появиться и в России, в частности, в Московской области. Многие инвесторы сами выбирают для строительства производств территории, расположенные в непосредственной близости от проживания потенциальных сотрудников. "В Дубне в 2015 году планируется открыть научно-производственный комплекс "Гамма", который будет выпускать капиллярные фильтры и оборудование для медикаментозного очищения крови, а немецкая компания "Фрерус" готова инвестировать в предприятие 1,3 млрд рублей. В Жуковском планируется создать Национальный центр авиастроения России", - рассказывает председатель совета директоров "БЕСТ-Новострой" Ирина Доброхотова. Для сбалансированного развития территорий девелопмент жилья должен приходить вслед за девелопментом индустриальным, а не наоборот. Этот принцип, испытанный в советское время, работает и сегодня.