Минкультуры объявило тендер на ежегодный мониторинг театральной ситуации. Такой мониторинг проводится с 2011 года и на его основе делается ежегодный доклад министру - в частности, о том, сколько артистов на срочных и бессрочных договорах. Тема о срочных договорах и контрактах особенно остро дебатировалась в нынешнем году.
На заседании Совета по культуре и искусству при президенте РФ, который состоялся в феврале во Пскове, Валерий Фокин напрямую обратился к президенту о поддержке закона о срочных контрактах в театре: "Министерство провело большую работу, подготовило документы. Сейчас это прошло первое чтение в Думе. Второе чтение в Думе блокируется, просто блокируется, никуда не двигается, ничего не происходит". Напомню, что этот законопроект был подготовлен Минкультуры совместно с директорами театров, с Союзом театральных деятелей и внесен правительством в Госдуму. Прошел первое чтение, вызвал чудовищное сопротивление со стороны оппозиционных фракций коммунистов, "Справедливой России".
Выслушав его, Путин предложил решить проблему принятия закона "несиловым способом". В этой стадии и находится на сегодняшний день ситуация с законом, важность которого понимает большинство театральных деятелей. Почти во всех театральных труппах есть актеры, которые годами получают зарплату, не выходя на сцену.
Мониторинг, тендер на который объявило минкультуры, не только посчитает количество актеров на срочных и несрочных договорах, но и даст информацию о том, кто возглавляет театры - худрук или директор, а так же - сколько частных театров в стране. Последние до сих пор оставались terra incognita. И хотя формально антрепризы не относятся к ведению минкультуры, эта информация крайне необходима. По словам Софьи Апфельбаум, у нас действуют порядка 200 частных театров, но какова динамика процесса, увеличиваются они или уменьшаются - неизвестно.
На вопрос о состоянии дел с принятием закона о срочных контрактах Софья Апфельбаум ответила: "Закон находится в стопоре, депутаты Драпеко и Максакова были категорически против, они считают, что люди должны работать бессрочно. По итогам первого чтения мы сделали компромиссный вариант. Возможно, он пройдет.
В июне в Йошкар-Оле, во время открытия театра оперы и балета, состоялась встреча с Дмитрием Медведевым, который удивился, что закон, который разрабатывался в 2011 году, до сих пор не принят".
Любопытным, по словам главы департамента государственной поддержки искусства и народного творчества, является то, что театры Крыма в результате перехода в иную юрисдикцию как бы обнуляют свой юридический статус и получают возможность набрать новые труппы на основе срочных контрактов.
Так же Софья Апфельбаум прокомментировала соотношения срочных и бессрочных контрактов в российских театрах. "65 процентов актеров на срочных и 35 на бессрочных - такова пропорция в федеральных театрах. И наоборот в регионах - 35 на срочных и 65 - на бессрочных. В столицах и крупных центрах уже с 2007 года, когда стали заключать срочные договора, на них перешли большинство театров".
Особый интерес мониторинга составит положение тюзов: по программе поддержки детских театров. Как сказала корреспонденту "РГ" Софья Апфельбаум, осенью на базе трех федеральных детских театров - Музыкального имени Сац, Российского академического молодежного (РАМТ) и Театра кукол им. Образцова - пройдут конференции с участием руководителей всех российских театров для детей.
Справка "РГ"
В 2013 в РФ было 600 государственных и около 300 негосударственных театров.
Александр Калягин, народный артист России, председатель СТД РФ:
-Я уже много раз высказывался по поводу внесения изменений в Трудовой кодекс. Мнение мое хорошо известно. Разработанный по поручению президента Российской Федерации министерством культуры совместно с СТД РФ, согласованный с профсоюзами и другими заинтересованными ведомствами, принятый в первом чтении Государственной Думой проект надо принять в той редакции, которая обсуждалась. Подготовленная (а точнее сказать, изуродованная) ко 2-му чтению новая редакция никуда не годится. И даже если будет принята, не будет работать. Не поможет, а навредит театру.
Наши оппоненты, противники принятия закона, говорят: а где гарантии социальной защиты работников, которые не будут избраны. Которые будут уволены. Меня это тоже беспокоит. Если Государственная Дума одновременно с внесением предлагаемых изменений в Трудовой кодекс примет законы по социальной поддержке артистов, ветеранов сцены, - мы будем вам аплодировать. Мы - за! Но давайте что-то делать!
В Думе прошлого созыва по нашей инициативе группой депутатов был подготовлен проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О дополнительном ежемесячном материальном обеспечении граждан Российской Федерации за выдающиеся достижения и особые заслуги перед Российской Федерацией". Давайте вернемся к этому законопроекту. Речь идет, по нашим подсчетам, об очень небольшой сумме для федерального бюджета - 80, максимум - 100 миллионов рублей в год.
Я хочу, чтобы те, кто против разработанного министерством культуры законопроекта, ответили на простой вопрос: почему в научно-педагогической сфере это возможно (переизбрание на занимаемую должность один раз в 5 лет), а в творческой среде - нет?
В законопроекте, который мы обсуждаем, редакция действующего (!) закона (статья 332 Трудового кодекса) повторена слово в слово. Так почему все-таки возможно учитывать в Трудовом кодексе "особенности" педагогической работы, а наши особенности, нашу специфику нельзя? По - че - му?