На официальном портале раскрытия информации госорганами опубликованы проект постановления премьер-министра Дмитрия Медведева о создании такого органа, а также проект положения об этой комиссии, который регламентирует ее деятельность.
Вновь создаваемый орган будет весьма влиятелен - он сможет урезать финансирование существующих госпрограмм или отменять их вовсе. Комиссия будет готовить и контролировать реализацию предложений по оптимизации расходов федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов. И направлять "высвободившиеся" бюджетные деньги для финансирования приоритетных направлений. Вновь планируемые госпрограммы также будут проходить через эту комиссию. На ее заседания будут приглашать руководителей федеральных и региональных органов исполнительной власти, государственных внебюджетных фондов. Комиссия сможет создавать внутри себя рабочие группы в рамках своей компетенции. Все ее решения будут обязательными для исполнения. Как ранее писали СМИ, предложение о создании этой комиссии было представлено премьер-министру России Дмитрию Медведеву в материалах к совещанию по бюджетному планированию 5 августа. По некоторым данным, возглавить ее может первый вице-премьер Игорь Шувалов.
"Такая комиссия не может подменить рыночной среды, - предупреждает завотделом международных рынков капитала Института мировой экономики и международных отношений РАН Яков Миркин. - Назревает реструктуризация модели нашей экономики для того, чтобы найти более сбалансированную роль государства, уменьшить значимость олигополий и стимулировать создание по-настоящему конкурентной среды". По его словам, если экономить, то надо заняться тем, что олигополии взвинчивают цены и расходы их могут быть завышены. Нужно заняться убыточностью и расходами госкорпораций, проблемными портфелями активов крупнейших госбанков, дотациями избыточно высокого ссудного процента. Нужно спросить, сколько средств тратится на докапитализацию бизнеса как скрытое возмещение его убытков, считает Яков Миркин.
Нельзя сэкономить больше, чем у тебя есть денег, продолжает академик, директор Института народнохозяйственного прогнозирования РАН Виктор Ивантер. По его словам, этот же принцип относится и к госбюджету. "Все зависит от задачи - меньше тратить или больше зарабатывать? Если брать Россию сегодня, в целом минфин вполне контролирует денежные расходы федерального бюджета. Сказать, что идет масштабное разбазаривание, нельзя, сейчас не 90-е годы", - замечает эксперт.
Он убежден, что гораздо эффективнее наращивать доходные статьи бюджета, а не урезать финансирование уже имеющихся. По его мнению, нужно вкладываться в так называемые "возвратные" расходы. То есть в инфраструктурные проекты, к примеру, в строительство высокоскоростных железных дорог. А если вкладывать деньги в импортозамещение, то доходы возникнут моментально, уверен Виктор Ивантер. "Основная проблема бюджета не в экономии, а в доходе и заработке. Нет иного способа увеличить доходы бюджета, кроме как вкладываться в экономику. Надо думать не что сохранить, а куда вложиться с максимальной эффективностью", - резюмирует он.
А профессор НИУ "Высшая школа экономики", экономист Игорь Николаев считает, что сокращать нужно ряд региональных инвестиционных программ. "Их эффективность желает оставлять лучшего", - подчеркивает эксперт.
Уровень государственных расходов сегодня в России избыточен, согласен руководитель направления "Финансы и экономика" Института современного развития Никита Масленников. Его нужно срочно сокращать, говорит эксперт "РГ". И назвал пять направлений.
Первое - необходимо пересмотреть объем госзаказа. "Там, по оценкам экспертов, каждый пятый рубль ассигнований тратится нецелевым образом", - пояснил собеседник "РГ". Второе - еще раз просчитать ассигнования, выделяемые в рамках программы модернизации вооруженных сил. Третье - отменить многие госгарантии, которые сегодня являются объемными расходными статьями бюджета. "Это может быть сопряжено с рационализацией по налоговым льготам, - пояснил эксперт. - Чем у вас меньше налоговых льгот в экономике, особенно отказ от неэффективных, так называемых "спящих", тем меньше и государственных расходов". Четвертое - проанализировать эффективность господдержки. "Здесь тоже очень тщательно нужно смотреть, какие формы и инструменты оставлять, а от каких отказываться", - уверен Масленников.
Пятое - ликвидировать дисбаланс в уровнях зарплаты бюджетного сектора экономики. "Сейчас возникают разрывы между крупными чиновниками и учителями, врачами и даже военнослужащими, - говорит он. - Эта проблема требует взвешенного взгляда. Возможно, нужно немного притормозить рост расходов на государственный управленческий аппарат в ближайшем будущем". Здесь дело даже не в размере этих статей расходов, а в "кумулятивных эффектах с точки зрения разбалансированности динамики потоков по доходам в бюджетном секторе".
Что касается спецкомиссии, то это очень неплохая новость, отметил Масленников. "У нас до сих пор нет механизма для среднесрочного балансирования бюджетной системы в рамках повышения эффективности госрасходов", - пояснил эксперт. И напомнил, что недавно была принята соответствующая программа правительства.