- Идею создать предприятие коллективной формы собственности нам подали в администрации области, - рассказывает генеральный директор компании "Экспресс-Липецк" Сергей Сысоев. - Мы обсудили ее с коллегами-единомышленниками и решили попробовать поработать на себя. И нисколько не жалеем. Сначала, чтобы соблюсти все требования федерального законодательства к народным предприятиям, а заодно посмотреть, как пойдет дело, открыли обычное общество с ограниченной ответственностью. Через четыре месяца проанализировали доходы и расходы, и поняли, что сможем не только окупать расходы, но и получать прибыль. А с начала прошлого года мы стали закрытым акционерным обществом работников народного предприятия. Увидев, как мы работаем, к нам потянулись люди из других организаций. Есть среди них и почетные автотранспортники - элита отрасли, люди, которые в этой сфере по 25-30 лет.
Сейчас в "Экспресс-Липецк" работают 51 человек. И каждый является акционером. Все решения, будь то выбор директора или назначение зарплаты, принимаются на общем собрании. Причем, голоса распределяются по принципу "Один акционер - один голос". Кому-либо продать или обменять свои акции работники народного предприятия не могут. А при увольнении или выходе на пенсию их обязано выкупить предприятие. И вновь принятые сотрудники их должны приобрести.
По словам Сергея Сысоева, для экономики компании такой формат работы выгоден. И если первоначально им приходилось арендовать старые автобусы у бывшего работодателя, то сегодня уже удалось приобрести в собственность восемь новых автобусов, соответствующих всем современным требованиям. А это значит сокращение издержек на ремонт, содержание штата механиков и прочего технического персонала. По сравнению со старыми "Икарусами" более чем на треть снизились расходы на топливо.
Но главное - каждый работник-акционер уже по-другому относится к общему делу. Понимает, что теперь работает на себя. Правда, дивиденды акционеры "Экспресс-Липецк" еще не получают, поскольку вся прибыль предприятия пока идет на погашение кредитов. А вот на достойную и стабильную зарплату, которая здесь даже выше, чем у коллег по отрасли, заработать удается.
По образцу "Экспресс-Липецк" было создано и закрытое акционерное общество "Л-Бус", которое в Липецке занимается пригородными пассажирскими перевозками.
- Мы увидели, что эта модель работает, - говорит генеральный директор компании "Л-Бус" Сергей Животенко. - Правда, де-юре стать "народным" нам не позволяет численность сотрудников. Согласно требованиям российского законодательства, в НП она не может быть менее 51 человека. А на нашем предприятии трудятся всего 36 человек. Но по своей сути, "Л-Бус" является тоже народным. Все работники являются его акционерами, и в одних руках сосредоточено не более 5 процентов акций. Соблюдены и остальные критерии.
Сейчас документы к регистрации в статусе НП готовит еще одно предприятие в Воловском районе. Пока на этапе становления эта организация занимается ремонтом дорог своей малой Родины. А в перспективе также подумывают совмещать дорожное строительство с оказанием транспортных услуг.
Какой-либо поддержки на федеральном уровне для народных предприятий не предусмотрено.
- В регионе разработали свою программу развития народных предприятий, - рассказал начальник Управления дорог и транспорта Липецкой области Валерий Елфимов. - Она предусматривает субсидии из областного бюджета на организационные расходы, связанные с созданием народных предприятий. Компенсируются и расходы по правовой поддержке и обучению работников. Также предприятиям возмещается часть затрат на приобретение основных средств и компенсируются затраты, связанные с уплатой первого лизингового платежа.
Последнее дает возможность обновлять подвижной состав, - говорят липецкие транспортники. А с учетом того, что областной бюджет компенсирует до 30 процентов затрат по лизинговым платежам и по приобретению основных средств, каждый третий - пятый автобус выходит бесплатным.
Отдачу от народных предприятий в регионе уже почувствовали. Например, "Экспресс-Липецк" удалось организовать новый для области маршрут в Курск и в Брянск, и первый в регионе международный рейс "Липецк - Харьков". В планах - начать пассажирские перевозки в Беларусь. А с лета этого года компания, не побоявшись каких-либо санкций, открыла маршрут "Липецк - Ялта", который набирает все большую популярность у липчан.
"Л-Бус" взял на себя некогда убыточные маршруты. Но, по словам Сергея Животенко, сегодня их рентабельность выросла на 20 процентов. Во многом благодаря обновлению подвижного состава, а также оптимизации расписания и усилению контроля сбора средств. А пассажиры получили возможность добираться из пригорода в областную столицу в комфортабельных МАНах.
- Но самое главное - мы имеем определенную гарантию стабильности, - говорит Валерий Елфимов. - Собственники "Л-Буса" - его же работники, которые заинтересованы в развитии своего дела. И исключена любая возможность прекращения деятельности предприятия по единоличному решению руководителя.
Чтобы коллективные формы хозяйствования были более востребованы бизнесом, необходимо упростить процедуру перехода коммерческих предприятий в народные. Снять ограничения по величине работников, а также применить налоговые льготы в течение пяти лет с момента их создания. Учитывая существующий опыт, Липецкая область предложила соответствующие изменения в действующее федеральное законодательство.