О том, что за кладбищем поселка Белый Яр в Кетовском районе раскопали огромную яму, добывают песок и куда-то увозят, в департамент сообщил бдительный гражданин. Когда чиновники вместе с правоохранителями и журналистами отправились на место, факт подтвердился. В двух шагах от погоста кипела работа: экскаватор черпал ковшом песок и грузил в самосвал. Яма действительно оказалась огромной: приблизительно 30 на 10 метров, да в глубину два с лишним.
Машинист экскаватора и водитель КамАЗа долго не могли понять, почему ими заинтересовались сотрудники природоохранного ведомства и полиции. Они считали, что все законно: руководитель предприятия откомандировал их в распоряжение главы сельсовета, которая указала место работы. По заданию они должны выкопать яму, свалить в нее мусор со свалки, стихийно образовавшейся возле леса и кладбища, и засыпать его. А чтобы песок не пропадал, его увозят в поселок для отсыпки другой свалки. Рабочие уточнили, что трудятся здесь уже четвертый день, за это время вывезли около тридцати машин.
Позже в беседе с корреспондентом "РГ" Галина Лакисова, глава Большечаусовского сельсовета, на территории которого выявили незаконный карьер, рассказала, что таким образом пыталась решить сразу две проблемы: ликвидировать свалку по предписанию Россельхознадзора и спасти от подтопления 18-квартирный дом. Каждую весну его заливают талые воды, жильцы жалуются во все инстанции. Решить проблему задумали своими силами - отсыпать территорию песком. Глава сельсовета знала, что нарушает закон, но другого выхода не было.
- В этом году в сельском бюджете заложено на ликвидацию свалок 100 тысяч рублей. Я уже превысила лимит, а свалки все растут, - сетует Галина Лакисова. - Как ни поворачивайся, все равно останешься виноватой. Получается, в одном месте я закон выполнила, а в другом - нарушила.
Как пояснил главный специалист отдела водного и геологического надзора департамента природных ресурсов Вячеслав Кузин, по данному факту незаконной добычи общераспространенных полезных ископаемых будет возбуждено дело об административном правонарушении, в ходе расследования которого установят все обстоятельства и определят степень вины участников.
Селян, вынужденных идти на явные нарушения из-за нехватки средств, конечно, жалко - если бы не проблема незаконного недропользования, которая приобрела в Зауралье такой размах. Мало того что бюджет региона недополучает сотни тысяч рублей налоговых поступлений, при этом еще и наносится непоправимый урон живой природе и недрам. Беспорядочные раскопки специалисты в узком кругу называют "свинороем": подобно этим животным, копатели варварски нарушают плодородный слой почвы, корневую систему деревьев, восстановить которые практически невозможно.
Выявлением такого рода фактов в регионе активно начали заниматься с 2007 года, когда был образован департамент природных ресурсов и охраны окружающей среды. За это время, по словам специалистов, удалось снизить количество правонарушений среди юридических лиц в несколько раз. Безусловно, повлияло и увеличение штрафов за незаконное недропользование - до миллиона рублей.
Впрочем, до сих пор находятся среди коммерсантов хитрецы, пытающиеся обойти закон: договариваются с "черными копателями", которые в случае разоблачения отделываются минимальным наказанием (штраф для физического лица невелик - от трех до пяти тысяч рублей). Чаще на незаконной добыче и реализации полезных ископаемых действительно попадаются частники. И пока их поймают, они успевают неплохо заработать: машина песка (примерно три кубометра) стоит три тысячи рублей. По мнению сотрудников департамента, штрафы для физлиц необходимо повысить, а вот органам местного самоуправления следует законодательно предоставить право пользования недрами для решения вопросов социального развития территории.
Между тем карьерный песок можно купить у официальных недропользователей сравнительно недорого - около 150 рублей за кубометр. Однако нарушители предпочитают добывать песок без оплаты и без лицензии на пользование недрами. За что, вполне логично, последует расплата.
Справка "РГ"
С 1 января 2013 года по 11 августа 2014 года департамент природных ресурсов и охраны окружающей среды Курганской области провел 74 рейда, в ходе которых выявлено 29 случаев незаконного недропользования. По судебным решениям нарушители заплатили в общей сложности более 700 тысяч рублей штрафов.