13.08.2014 12:13
    Поделиться

    Екатеринбургский ТЮЗ вернется "домой" после двух лет скитаний

    Завершился уникальный для Урала эксперимент: Екатеринбургский театр юного зрителя после двух лет бродячей жизни возвращается в освеженный капремонтом родной дом. Все это время при отсутствии "запасного аэродрома" театр кочевал по разным площадкам - вроде циркачей. Репертуар походил на многоходовой план военных действий: спектакли играли на восьми сценах, тонны добра, "что нажито непосильным трудом", распихали, куда придется.

    Вскоре Екатеринбург получит, без сомнения, лучшую сценическую площадку на Урале и в обозримых окрестностях - как по качеству строительных работ, так и по технической оснащенности. Помимо Большой, ТЮЗ "прирастет" с нуля возведенной Малой сценой, так же оборудованной по последнему слову театральной техники. Открытие театра на профессионально оборудованных площадях - достаточно редкое явление, ставшее возможным за счет городского бюджета.

    Сейчас ТЮЗ считает дни до возвращения "на родину": театр откроется в исторический день рождения Екатеринбурга, 18 ноября.

    Пока коллектив доигрывает последние спектакли "в гостях". На репетициях "Швейка", премьерой которого откроется ТЮЗ, "процесс кипит - бурлит". Но пока строительная каска с синими (фирменный цвет театра) буквами "ТЮЗ" остается постоянным аксессуаром у директора учреждения культуры Светланы Учайкиной.

    Корреспондент "РГ" поинтересовался у Светланы Николаевны, каким образом такому хрупкому организму, как театр, удалось пережить годы скитаний.

    Светлана Учайкина: Это испытание. Все это время мы не просто прозябали в ожидании лучших времен. Не сбавить обороты и остаться на плаву мы понимали как наш профессиональный долг и дело чести.

    Нас поддержало цеховое сообщество, и мы смогли наладить новые партнерские отношения. Из "доремонтных" 29 спектаклей большую часть мы сохранили, не 38, но 20 - в месяц играли. Часть - не смогли никуда пристроить из-за нашей уникальной сцены - "Укрощение строптивой", "Матроса Чижика" и так далее. "Мы, герои" в родных стенах мы монтировали три дня и столько же разбирали. И чтобы кто-нибудь нас пустил на пять дней ради одного спектакля? - нет, это слишком большая роскошь…

    Даже там, где было подходящее зеркало сцены, отсутствовал поворотный круг. По сцене ТЮЗа наши бременские музыканты шагали по кругу, не напрягаясь, - но этот круг единственный в городе. Так что нам приходилось менять мизансцены, адаптировать под особенности площадки.

    В то время, когда вы были "понаехавши" и решали транспортных задач в восемь раз больше, как вы организовывали логистику?

    Светлана Учайкина: Работали тем же административным штатом - просто более напряженно. Использовали разные формы сотрудничества: заключали договоры, просили, умоляли, договаривались насчет взаимовыручки. Поначалу думали возить декорации туда-сюда, но тогда спектакли получались "золотыми" из-за расходов на бензин, перевозку, погрузку, амортизацию….

    Огромная работа легла на службу организации зрителя, - и он нас не потерял. Могу сказать, что каких-то беспрецедентных случаев путаницы с площадками, не было.

    Цехам пришлось трудно. Ставить декорацию на чужой сцене - совсем не просто. Хозяева, например, играют вечерний спектакль до 11-го часа, потом, не торопясь, убирают свои декорации, - и к утреннему спектаклю нам приходилось монтироваться глубокой ночью. Но выбирать не приходилось. Потому и стискивали зубы, кулаки и все, что можно. Среди нас не было паникеров, нытиков и трусов. Ни один человек за это время не ушел - ни из труппы, ни из цехов.

    Как вам удалось держать в тонусе артистов, которых вполне можно назвать передвижниками?

    Светлана Учайкина: Помог "Театр у школьной доски". С одной стороны, проект дал пищу актерскому уму и таланту, с другой - не был затратным в плане производства. Городить масштабные декорации у нас бы не получилось. Одно дело, когда в цехах за зарплату рабочие два месяца пилят-строгают-колотят, потом приходит оценивать художник - "руки не оттуда растут" или "молодцы, ребята"… На заказ эта работа стоит совсем других денег.

    Чем вы объясняете такое екатеринбургское чудо как открытие подряд нескольких новых, с иголочки, сценических площадок: Детская филармонии, Коляда-театр, ТЮЗ? Последние четверть века такого не было.

    Светлана Учайкина: Да, еще выстроят театр в Каменске-Уральском, отремонтируют тагильскую драму. Я считаю это счастливым совпадением. Такие расходы перестали планировать по остаточному принципу, как раньше. Наверное, появилось понимание того, что театр - это такой замечательный инструмент: мы, как доктора, - они скальпелем, а мы словом врачуем. Когда-то мы были самой читающей страной, а сейчас, мне кажется, самая играющая.

    Как продвигается ремонт?

    Светлана Учайкина: Коробка осталась, полностью заменили все инженерные коммуникации, окна, витражи. Изменилась сцена и зрительный зал.

    Извели акустическую яму в центре зала?

    Светлана Учайкина: Не только. Убрали оркестровую яму, которую с момента открытия театра в постановках ни разу не использовали. Отказались от железного занавеса. В зале мест стало чуть меньше, зато сидеть комфортнее - расстояния между креслами больше. Нам поставят кресла-трансформеры, как в детской филармонии, - чтобы удобно сидеть и взрослому, и ребенку. С вандалоустойчивой обивкой, чтобы жвачки не прилипали и чистилась хорошо.

    Почему вы выбрали синие кресла?

    Светлана Учайкина: Это фирменный цвет театра с давних пор. Зал будет синим-синим, сцена и порталы темные, чернильные. Его хотели выкрасить беленько-чистенько, и нам пришлось долго объяснять, что мы не концертный зал.

    Вчера прошел конкурс на одежду сцены, победила фирма из Тюмени. На двенадцать миллионов (при начальной цене - 15) мы заказали шесть комплектов одежды для большой и малой сцены - "черный кабинет", голубую и парадную. Это очень дорогое удовольствие, которое театру не потянуть.

    Старые кресла выкинули?

    Светлана Учайкина: Мы ничего не выкидываем, может что и пригодится. Кое-что приберегли - используем, если не выгорит дело с дополнительным финансированием. Остальное раздали по остаточной стоимости или даром - в больницы, школы, клубы, ДК. Скажем, старую технику - усилители, которые сто лет не работали, забрал музей.

    И где вы храните свое добро?

    Светлана Учайкина: Нас пустила 48-я школа в свой давно закрытый бассейн. Поставили там стеллажи, привезли костюмы, декорации. К счастью, платить за хранение не пришлось, взамен мы отдали школе много того, сантехнику, например.

    На днях мы получили оборудование светоцеха, звукоцеха, машинерию: проверили, приняли, опечатали, пока храним, чтобы не дай Бог. Мы умерили аппетиты, когда формировали техзадание, понимая, что "по одежке протягивай ножки". В первую очередь нам необходимо было купить сложное оборудование, чтобы после его доукомплектовывать.

    Кто вам сделал уникальный здоровенный подшипник для поворотного круга? Насколько помню, предыдущий, который треснул, делал Уралмашзавод.

    Светлана Учайкина: Подшипник чуть меньшего диаметра отливали наши умельцы из Новоуральска. Диаметр поворотного круга чуть уменьшился, зато механику усовершенствовали. Конкурс на техническое обеспечение нашего проекта выиграла фирма из Сарова. Их специалисты буквально живут в трюме, под сценой - вместе с нашей инженерной группой.

    И даст Бог, 18 ноября мы начнем юбилейный, 85-й сезон. Я считаю, что открытие обновленного театра станет апофеозом Года Культуры в Екатеринбурге.

    Справка "РГ"

    Здание ТЮЗа в Свердловске открыли в 1977 году. Проект, получивший премию Совета министров, в СССР использовали еще не единожды, однако на Урале здание не превратилось в торговый центр, а так и осталось театром. Постановление о его первом капремонте - одно из последних распоряжений экс-мэра Екатеринбурга Аркадия Чернецкого. В процессе разработки проект расширили за счет строительства здания Малой сцены и хозяйственного корпуса. В январе 2013-го театр выехал, подписав со строителями акт сдачи-приемки. Городской бюджет вложил 750 миллионов рублей. Оснащение двух сцен потребовало дополнительных вложений - еще более ста миллионов, выделение которых перенесено на 2015 год.

    Поделиться