- Я даже не могу сказать точно, сколько на Камчатке частных воздушных транспортных средств, так как нам неизвестно количество незарегистрированных, - говорит руководитель Камчатского следственного отдела на транспорте Антон Артеменко.
Кроме того, не все эти суда подлежат учету. Например, для эксплуатации сверхлегкого транспорта даже не требуется свидетельства пилота. Обязательно только соблюдение законодательства в области использования воздушного пространства, общих правил безопасности.
А вот с этим, по словам экспертов, возникают серьезные проблемы. Воздушное движение на Камчатке стало достаточно оживленным за счет личных самолетов и вертолетов. Власти пытаются его упорядочить. Например, полет на параплане с Мишенной сопки в Петропавловске-Камчатском требует предварительного уведомления и включения в план полетов, так как эта воздушная территория относится к зоне низколетящих самолетов. Диспетчер местного аэропорта должен знать, что в такое-то время на определенной высоте пролетит параплан. Несмотря на это, последние здесь летают почти каждый день - и без всяких уведомлений, рискуя столкнуться с вертолетами или самолетами, идущими на посадку.
Чем крупнее летательный аппарат, тем серьезнее могут быть последствия. 23 июля на севере Камчатки, упав в море, разбился частный вертолет "Robinson R44". За его штурвалом находился 39-летний гендиректор рыболовецкой фирмы, который облетал ставные неводы. На борту также был 23-летний пассажир. Оба погибли.
По словам камчатского транспортного прокурора Михаила Новицкого, полет осуществлялся в нелетную погоду, в условиях низкой облачности и тумана. Он не был зарегистрирован в диспетчерских службах. Сейчас идет расследование этого происшествия.
Кстати, в день катастрофы в том же районе в воздухе находился еще один частный вертолет, которым управлял директор другого предприятия. Правда, он сумел оценить погодные условия, поэтому посадил воздушное судно в лесу и там переночевал.
Все эти транспортные средства отнесены к авиации общего назначения (АОН). Ее обслуживание допускает упрощенные требования. Пилот фактически сам отвечает за техническое состояние своего аппарата, как автомобилист. Если профессиональные летчики должны иметь определенный налет и подтверждение различных категорий, то пилоту АОН достаточно получить летное свидетельство.
- Для Камчатки это очень удобный транспорт, - признает Антон Артеменко. - Но далеко не все владельцы воздушных судов готовы к ответственности при эксплуатации таких аппаратов.