14.08.2014 13:20
    Поделиться

    Экспедиция по Оке повторит маршрут военного корабля "Орел"

    15 августа в селе Дединово (Луховицкий район Московской области) возьмет старт историко-патриотическая экспедиция "Под флагом России". Ее участникам предстоит пройти по Оке тот же путь, который 345 лет назад прошел до Нижнего Новгорода первый русский военный корабль "Орел".

    Равнение на державную символику

    Организаторы экспедиции - Всероссийская общественная организация "Русское географическое общество" (РГО) и фонд "Нижегородский кремль" - преследуют сразу несколько целей. Главная из них - привлечь внимание соотечественников к истории державной символики, что вполне актуально накануне Дня государственного флага России, отмечаемого 22 августа.

    - По взглядам ряда исследователей, именно в Нижнем Новгороде заложена традиция подъема российского флага на кораблях, - говорит Сергей Малиновский, генеральный директор фонда "Нижегородский кремль". - Полностью оснастить и вооружить корабль, построенный в 1668 году в верховьях Оки, ввиду ее мелководья представлялось задачей весьма проблематичной. Это возможно было сделать только на большой воде в Нижнем Новгороде, у слияния Оки и Волги. Здесь в 1669 году "Орел" вооружили пушками, установили рангоут, стоячий и бегущий такелаж, и он стал поистине военным кораблем. На нем впервые в истории России был поднят бело-сине-красный флаг, утвержденный царем Алексеем Михайловичем в качестве государственного.

    По мнению Малиновского, экспедиция послужит неплохим "раздражителем" для дискуссии о том, какую именно территорию РФ считать родиной российского флага - на этот счет есть точки зрения, исключающие окскую версию.

    - К 2019 году, когда Россия отметит 350-летие государственного флага, мы должны знать о нем все, - считает гендиректор фонда.

    Возродить интерес к Оке

    Попутно участники экспедиции надеются внести свою лепту в развитие внутреннего культурно-познавательного туризма: не исключено, что турфирмы или самодеятельные путешественники заинтересуются новым-старым маршрутом и захотят освоить его.

    В ходе недельной межрегиональной экспедиции (финиширует акция "Под флагом России" 22 августа в Нижнем Новгороде) ее участники - краеведы, студенты, ученые - создадут туристическую карту бассейна Оки. А речники продемонстрируют мастерство судовождения по мелководью.

    - Сегодня, к сожалению, Ока находится далеко не в лучшем состоянии, - сетует Сергей Малиновский. - Русло во многих местах обмелело и заросло настолько, что пройти по реке могут лишь суда с небольшой осадкой. Поэтому еще одна цель нашей экспедиции - дать импульс возрождению судоходства на Оке. Ведь Ока - становой хребет России: на ее берегах зарождалось Владимиро-Суздальское княжество, ставшее предтечей московской Руси, здесь положена традиция подъема флага на кораблях, здесь Петр Великий шел в военные походы...

    Присядем, друзья, перед дальней дорогой

    Завтра же перед стартом экспедиции в Дединове состоится круглый стол, посвященный 345-летию российского флага. Для ученых, студентов и журналистов его проведут активисты московского и нижегородского региональных отделений РГО.

    - Главной темой разговора станет подготовка к предстоящему 350-летию триколора, - говорит Светлана Соткина, руководитель нижегородского отделения РГО. - Речь пойдет также о событиях, связывавших и связывающих Подмосковье с Нижним Новгородом. Ведь в прежние годы именно Ока служила магистралью для сообщения столицы России с ее восточной провинцией.

    После круглого стола экспедиция "Под флагом России" отправится в путь. Три судна на воздушной подушке возьмут на борт порядка 30 человек. Примерно половина из них - студенты нижегородских вузов.

    Подвести итоги экспедиции и познакомить общественность с результатами исследований организаторы акции планируют в ходе работы следующего Международного научно-промышленного форума "Великие реки", который пройдет в Нижнем Новгороде весной 2015 года.

    Кстати, экспедиция "Под флагом России" стала возможной благодаря тому, что эта идея победила в региональном конкурсе социальных проектов.

    Прямая речь

    Кирилл Белов, аспирант, участник экспедиции:

    - Мне довелось участвовать в первой экспедиции, которую фонд "Нижегородский кремль" организовал пять лет назад. Тогда мы вышли на трех рафтах из Дединова именно с того места, где закладывался "Орел". Маршрут был поделен на 11 этапов, на каждом из которых участники менялись. В итоге порядка 330 студентов, совершенно не подготовленных к рафтингу, за три дня осваивали новый для себя вид туризма. Если в 2009 году акцент экспедиции был несколько смещен в сторону экстремального туризма, то сейчас другой формат: акция пройдет в более цивилизованных условиях, более вдумчиво. А значит, больше времени мы посвятим исследовательской работе.

    Владимир Федотов, аспирант, участник экспедиции:

    - Сейчас в связи с событиями последних месяцев набирают популярность патриотические проекты, поэтому участие в экспедиции считаю большой удачей для себя. Организаторы акции отбирали в поход наиболее активных и заинтересованных в исследовательской работе людей. А 345-летие российского флага - важнейшее событие для Нижнего Новгорода, который, не исключено, является родиной одного из главных государственных символов.

    Справка "РГ"

    Решение строить корабли в селе Дединове Коломенского уезда было принято 19 июня 1667 года. 30 августа 1667 года был назначен "к корабельному делу" дворянин Яков Леонтьев сын Полуектов. 25 августа 1668 года Полуектов сообщил о готовности корабля и нецелесообразности его зимовки в Дединове. С мнением Полуектова согласились: "А чего на тех кораблях недоделано, доделать в Нижнем Новгороде". 20 октября Полуектов доносил, что воды в Оке мало и идти нельзя: на мелких местах глубина не превышала полутора аршин, а осадка "Орла" составляла два аршина с четвертью. 4 ноября ударили сильные морозы, по Оке пошел лед, и корабль пришлось отвести в безопасное место до весны следующего года. 2 июня 1669 года "Орел" прибыл в Нижний Новгород.

    Поделиться