"У нас нет тех причин, которые привели к распространению вируса и вызвали эпидемию в западноафриканских государствах", - констатировал Михаил Щелканов. Напомним, что регулярные вспышки геморрагической лихорадки в африканских странах, которые происходят с середины 70-х годов прошлого века, вирусологи связывают с существованием природных очагов заразы. Местное население использует в пищу мясо особого вида летучих мышей. Они и переносят опасный вирус. Ну, а быстрому распространению болезни способствуют сложные социально-экономические условия - бедность, антисанитария.
То, что вирус переместился в густонаселенные столицы Либерии и Нигерии, вызывает у специалистов особую обеспокоенность. Ведь длинный трехнедельный инкубационный период способствует тому, что инфицированный, но еще не чувствующий признаков болезни человек, может запросто оказаться пассажиром самолета. Именно поэтому многие государства, включая Россию, усилили санитарный контроль в аэропортах. А другие ограничивают рейсы из Африки. Вчера, например, Гонконг объявил о полном прекращении полетов в опасные территории. Сами африканские государства сокращают количество "ворот" во внешний мир, закрывают пропускные пункты, вводят карантин. Несмотря на это, уже зарегистрировано несколько случаев "вывоза" заболевания - в США, Испанию.
"Всегда существует вероятность, что какой-либо вирус будет занесен на территорию России, - признает Михаил Щелканов. - Но это будут единичные случаи. У нас нет никаких, даже теоретических предпосылок для возникновения местных природных очагов лихорадки Эбола, а наша медицинская служба настолько мощная, что даже если такой вариант реализуется, все будет купировано быстро".
Академик Виктор Малеев рассказал, чем Россия может помочь в борьбе с эпидемией. Мы отправили в Нигерию несколько медицинских модулей. Но врачей в опасную командировку посылать пока не будут. По словам Малеева, если в дальнейшем специалисты из России все же поедут бороться с эпидемией, они должны быть подготовлены. "Нужны франкоговорящие специалисты, там никто не говорит по-английски. Нужно привиться от желтой лихорадки, от малярии", - пояснил Виктор Малеев.
Поддержали наши вирусологи и решение ВОЗ применить в Африке неапробированную экспериментальную вакцину. "Это оправдано, - сказал Щелканов. - Мы впервые столкнулись со столь масштабной эпидемией, со столь высокой летальностью".