После восстановления эта "машина-труженица" (знаменитая "трехтонка", не менее известная в годы войны, чем легендарная "полуторка"), станет одним из экспонатов большой экспозиции, которую в Новгородской области готовят к 70-летию Великой Победы.
Эту машину подводные археологи во главе с Алексеем Ивановым обнаружили еще в прошлом году на дне реки Мста при впадении в нее речки Копка.
- Детально обследовать ее мы смогли только этим летом. "Опознали" как АМО-2 и обнаружили в кабине останки водителя в телогрейке, а в кузове - 120-милиметровый дивизионный миномет со снарядами, - вспоминает Иванов.
После этого к работе по обследованию грузовика подключилась областная группа разминирования и новгородские спасатели. Месяц назад с помощью приглашенных из Санкт-Петербурга водолазов-взрывотехников Северо-Западного регионального поисково-спасательного отряда МЧС России из кузова "трехтонки" были извлечены дивизионный миномет и 34 минометные мины.
Тогда же извлекли и останки водителя. Их передали членам Новгородской областной поисковой экспедиции "Долина". Однако ни одного предмета, по которому можно было бы идентифицировать личность бойца (смертный медальон, награды или личные вещи с надписями), в карманах телогрейки не обнаружили. Однозначно лишь то, что погиб водитель зимой 1944 года во время наступательной операции советских войск по освобождению Новгорода.
Но поисковики не теряют надежды найти сведения о погибшем в военных архивах. Утрата в ходе боя целого грузовика с дивизионным минометом и полным боекомплектом к нему должна была найти свое отражение в фронтовых сводках.
Кстати, в ходе сегодняшних работ по подъему грузовика, получила еще большее подтверждений версия о том, что в провалившейся под лед машине находился не один водитель. В кабине и на борту было найдено четыре единицы стрелкового оружия - винтовки и автоматы. Так что, возможно, поисковикам "Долины" удастся установить имена еще нескольких погибших здесь солдат.
Для проведения заключительного этапа подъема грузовика со дна Мсты привлекли специалистов "Облводобъекта". Они не стали применять плавкран, а сварили специальный понтон с четырьмя лебедками и применили еще массу технических хитростей, чтобы при подъемке не деформировать ни одну деталь автомобиля.
А он (кроме фанерной кабины, конечно) очень даже хорошо сохранился в глинистом грунте.
- Резина на колесах как новая. Даже накаченная. Рама и двигатель целы. Похоже, что и коробка передач работает. Что удивительно, и аккумулятор цел (чехословацкий фирмы "Varta" 1939 года выпуска). Ребята говорят, что там почти чистый электролит, - рассказывает директор ОГБУ "Облводобъект" Михаил Кондрашев.
Удивлений и открытий во время подъема автомобиля было сделано не мало. Например, достаточно плотный загадочный сверток продолговатой формы, обернутый газетами 1943 года. Заголовок одной из статей на первой полосе звучит так: "Вторая годовщина победы под Тихвином" (речь о тихвинской наступательной операции ноября-декабря 1941 года).
Разворачивать сверток сразу не решились. Что находится внутри, новгородским исследователям предстоит еще узнать.