Что читать в августе: три книжные новинки о путешествиях

"Большое путешествие. Вокруг света с королевой детектива", Агата Кристи, АСТ; CORPUS

Вы удивитесь, но в этой книги королева детектива никого не убьет… Хотя могла бы, например, зверушку какую-нибудь во время сафари прикончить. Оказывается, Агата Кристи была страстной путешественницей. И в этой книге собраны письма к родным и друзьям, написанные из кругосветного путешествия, в которое она со своим первым мужем отправилась в 1922 году, а также отрывки из ее автобиографии. За 10 месяцев Агата и Арчибальд побывали в Африке, Австралии, Новой Зеландии, увидели Гавайи и Канаду.

Они не просто колесили по странам, но и фотографировали все, что попадалось им на глаза. И эти карточки тоже вошли в книгу. Вот что пишет о них внук писательницы Мэтью Причард, подготовивший это издание: "…Что сказать о фотографиях, которые сделала Нима (так он называл бабушку. - прим.ред.)? Если оставить за скобками качество ее техники (в Южной Африке у бабушки украли камеру, и, как мне кажется, новая оказалась удачнее), они очень выразительны. Перелистывая два альбома, которые Нима нам оставила, я не могу не восхищаться ее усердием: такое впечатление, что она не выпускала фотоаппарат из рук. Быть может, мне только кажется, но эти фотографии чем-то похожи на ее книги: такие же непосредственные, четкие и очень талантливые".

"Повесть о двух головах или Провинциальные записки", Михаил Бару, Livebook

Кто-то все летает то в Таиланд, то на Мальдивы, то в Мексику, а Михаил Бару предпочитает путешествовать по России. И не только по городам Золотого кольца, но и по городишкам, о которых не все и слыхали. Тем, что всем известны, вроде Ярославля, Палеха, Серпухова, Торжка, он уделяет внимания (читай страниц) меньше, чем тем, которые обделены туристическим интересом: Любим, Лух, Тотьма, Южа, Солигалич. Заглядывает даже в музей-усадьбу Д.И.Менделеева в деревне Боблово. Усадьбы там, конечно, уже давно никакой нет - спалили революционные крестьяне в девятнадцатом году. Остался лишь небольшой одноэтажный дом профессора Ильина, с которым Менделеев вскладчину покупал Боблово.

И так про большинство провинциальных достопримечательностей можно сказать: спалили, разрушили, разграбили, а денег на восстановление нет. Но автора это не останавливает. Он путешествует и в каждом городе находит что-то любопытное, а самое главное - атмосферу конкретного населенного пункта.

Книга разбавлена лирическими отступлениями о временах года, о природе: "Снег липкий, тяжелый и ноздреватый. Дышит тяжело. Если встать под обрывом, на занесенном снегом льду, и прислушаться изо всех сил даже ушами на шапке-ушанк, то можно услышать, как под ногами, под снегом и подо льдом учиться разговаривать новорожденный ручей". Начинается все, кстати, с осени. Так что самое время купить "Повесть о двух головах…", положить так, чтоб всегда была под рукой, и читать, когда захочется глотнуть провинциального свежего воздуха.

"Один плюс один", Джоджо Мойес, Иностранка, Азбука-Аттикус

Джоджо Мойес - автор мирового бестселлера "До встречи с тобой". Ее новая книга столь же романтична и трогательна. И так и просится в руки хорошего режиссера, чтобы тот сотворил из нее прекрасную мелодраму, где есть и грусть, и юмор, и злость, и несправедливость.

На самом деле этот роман стоило бы назвать "Один плюс четыре". Почему? Узнаете, когда прочтете. Он, конечно, не совсем о путешествии, а скорее просто о жизни, об одиночестве, о поиске "своих" среди "чужих". Но значительная часть действия книги протекает в дороге. Поэтому пусть считается, что роман о путешествии маленькой девочки Танзи к ее мечте о поступлении в частную школу, а ее мамы Джесс - к своему женскому счастью. И незнакомец по имени Эд Николос им обоим поможет.

"Жил был Эд, и однажды он встретил самую большую оптимистку на свете. Она носила шлепанцы в надежде на приход весны. Казалось, она скачет по жизни, словно Тигра. То, что могло бы подкосить другого, ее вовсе не огорчало. А если и падала, тут же вставала обратно. Снова падала, растягивала губы в улыбке, стряхивала пыль и двигалась дальше. Эд никак не мог понять, героизм это или идиотизм". И Эд этого так и не понял. Мужчины вообще редко что-то понимают. Но в данном контексте это уже мелочи.