Да, прямая причина - украинский кризис. Но и до этого последние годы отношения портились на глазах. Что это - цепь политических решений, где каждое вызвано конкретными обстоятельствами? Стороны могли всего этого избежать при "другой политике"?
Или новый виток спирали российско-западного противостояния все равно случился бы, пусть в иной форме и по иным поводам? "И тут кончается искусство, и дышат почва и судьба"?
23 года назад цели и надежды Августовской революции были близки активной части общества. Под кредит этих идей и начинался "стартап Новой России".
Взаимосвязанных целей было три. Переход от плановой к рыночной экономике, частной собственности, капитализму. Государственный суверенитет России. Создание открытой страны, сближение с Западом - политическое, экономическое, идеологическое.
Первая цель - пусть в форме "номенклатурного капитализма" и рентно-сырьевой полупаразитической экономики - реализована. Государственный суверенитет России вполне достигнут - ценой распада СССР, названного "крупнейшей геополитической катастрофой". Страна открылась Миру. Никакой альтернативной Западу целостной идеологии нет (в отличие от времен СССР), нет у России ни с одной страной Западом никаких территориальных споров, наконец нет (и будем надеяться не будет) никаких военных конфликтов и угроз. А вот хорошие ("слишком уж хорошие", если учесть, что около 80% нашего экспорта в ЕС - нефть и газ) экономические отношения - есть. Больше 60% оборота российской внешней торговли приходится на страны НАТО. Эта доля почти неизменна в течение 1990-2000-х. Самолеты, танки, ракеты НАТО всегда заправлялись бензином из нашей нефти - и никогда не направлялись против нас. Со странами НАТО у России, у ее граждан самые плотные (не считая СНГ) гуманитарные контакты. Но материалисты не правы - бытие не определило сознание !
Упорная, эмоциональная, совсем не сегодня возникшая, поддержка огромным большинством общества (включая и средний класс) любых антизападных слов, жестов, действий - это факт. Едва ли не основной политический вектор современной России. Не столько внешне-, сколько внутриполитический. Критерий патриотизма, "нашести" - неприязнь к Западу, США. И эти чувства куда сильней и искренней, чем антиамериканизм в СССР.
Ведет ли все это к изменениям (и каким ?) в экономике, социальной жизни, а может и в формах госуправления - особая тема. Но какова все же причина столь глубокого конфликта?
Россия - особая Цивилизация. Третий Рим - Наследница Византии. Это - не просто чьи-то теории. Пусть иными словами, но так реально думает и чувствует Народ, таково национальное Великодержавное самоощущение. Россия родственна "Римскому Западу", но и отлична от него. Отношения с Европой - как у "кузенов", соседей-партнеров-соперников.
Россия - Цивилизация догоняющая Запад.
Модернизация (=вестернизация) - единственный способ выстоять в конкуренции с Западом. Однако "выстоять" именно для того, чтоб "сохранить себя" !
У России был и есть иммунитет - глубже какого-то уровня бур добровольной вестернизации не идет, натыкается на "твердое цивилизационное ядро", где находится тот самый "культурно-генетический код" нации. Действие равно противодействию - вестернизация сжимает "цивилизационную пружину" России.
В разных формах эта ситуация воспроизводится 300 лет - так крутится гончарный круг Истории ...
Петр I - первый радикальный рывок к Западу. Военно-бюрократическая вестернизация, достигнутая грубым насилием и окончательным закрепощением народа. Петр разрезал Россию на две части - прозападную элиту и архаичные "низы". Сшил их Отец Отечества суровой полицейской ниткой. И шов этот не зажил по сей день.
Второй рывок - после проигрыша Крымской войны. Александр II понял, что спасение - в срочной модернизации. Отмена крепостного права, создание элементов гражданского общества (суд, печать, самоуправление). Перенять европейские институты ! Результат был успешным - быстрый рост капитализма в конце XIX - начале ХХ века. Но цена оказалась страшной: стоило власти ослабеть - "шов разошелся", цивилизационная пружина разжалась в 1917, опрокинула европейскую Россию. Большевизм стал возвратом к азиатской деспотии (в виде тоталитарной бюрократии) и архаичным формам общественного сознания (см. книги А. Платонова). В 1990-е, после поражения в холодной войне - третья попытка радикальной вестернизации. "Советский проект" обанкротился, вместо него возникла надежда - слиться с Западом, стать, наконец, одной из европейских держав.
Капиталистический эксперимент удался - наша экономика, быт, уровень и характер потребления максимально сблизились с Западом, в том числе благодаря Интернету.
Но "менталитет берет реванш" - чем ближе внешняя (Украина, Грузия) и полнее внутренняя (экономика, образ жизни России) экспансия Запада - тем сильней "пружинит сознание". Чем глубже вестернизация, тем резче отталкивание - "нет, МЫ - не Запад".
Обвинения в адрес Запада во многом мистифицированы. Теории заговора полны фальсификаций, страх военных угроз часто основан на словах-заклятьях.
Однако наивно было бы объяснять все антизападные настроения пиаром или конкретными политическими спорами.
Российское общество так восприимчиво к антизападной риторике (фактически - требует этой риторики !), не из-за пропаганды, а потому что это соответствует цивилизационным архетипам народа, страху утратить свою идентичность, "самость". Не понимая, отрицая, игнорируя этот факт - невозможно понять природу событий, которые мы переживаем.